Все больше азербайджанцев обзаводятся второй женой правозащитники бьют тревогу

Ульвия Худиева

В Азербайджане увеличилось количество случаев тайного многоженства и число детей, родившихся вне официальных, подтвержденных лишь религиозными учреждениями, браков. Как следствие - в суды стали гораздо чаще поступать иски об установлении отцовства и разделе имущества. Этот факт подтвердил в интервью местным СМИ и бывший председатель Государственного комитета по работе с религиозными организациями профессор теолог Рафик Алиев.

Если такие семьи распадаются, то, как правило, женщина остается одна с ребенком или даже несколькими детьми. А поскольку заключенные по религиозным канонам браки не регламентируются Семейным кодексом страны, матери-одиночки не могут рассчитывать на установленную законом материальную помощь от бывших мужей.

Проблема приобрела такие масштабы, что правозащитники стали настаивать, чтобы в спорных ситуациях религиозные браки приравнивались к официально заключенным.

Руководитель общественной организации «Темиз дунья» - Мехрибан Зейналова считает, что суды должны в определенных случаях признавать религиозные браки, но вот легитимизировать многоженство ни под каким видом нельзя.

«В приюте нашей организации очень много женщин, согласившихся когда-то на религиозный брак. Есть такие, кто стал второй, а то и третьей женой женатого мужчины. Муж одной из них трижды женился (заключал кябин) и от каждого брака прижил детей, тогда как обеспечивать материально он их не может. Из-за того, что государством не признаются религиозные браки, такие женщины не получают алименты, а зачастую им и жить негде», - говорит М.Зейналова.

По наблюдениям правозащитника, кябин в качестве приманки, мол вот какой я богобоязненный, используют как раз мужчины, склонные к аморальному, порочному образу жизни. Однако и женщины порой прикрываются религиозным браком, чтобы оправдать свои неофициальные отношения с мужчиной.

Мехрибан Зейналова

«Одна из наших подопечных поведала, что ее сожитель не стал оформлять с ней официальный брак, потому что боялся, что родня не одобрит его выбор. Но после того, как она родила двоих детей, сбежал и женился на своей двоюродной сестре. Сейчас мы пытаемся доказать отцовство этого «мужчины», что совсем не просто - анализы крови, ДНК-тесты стоят очень дорого, они не по карману. Если мы все-таки сможем добиться установления отцовства, то женщина хотя бы алименты сможет получать», - делится правозащитник.

Согласно статистике, за последние 10 лет число детей, рожденных в неофициальных браках, возросло в четыре раза. По словам М.Зейналовой, люди по разным причинам заключают религиозные браки, но в итоге страдают рожденные в таких семьях дети. Если раньше основной проблемой в семейной сфере были ранние браки, то теперь ею становится многоженство.

Казалось бы, права всех детей должны быть равны, однако в реальности это не так. В качестве страховки от будущих материальных трат недобропорядочные мужчины не дают свои фамилии детям, рожденным в религиозных браках. В дальнейшем же такие дети не смогут претендовать на отцовское наследство.

Между тем психолог Вафа Мамедова считает, что вернувшаяся из прошлого тенденция неофициальных браков будет наблюдаться еще долгие годы. Понизившийся уровень образования в сельских районах страны и одновременно усилившаяся религиозная пропаганда во многом поменяли мировоззрение людей.

«Нельзя религиозный брак приравнивать к оформленному государственными органами. В неофициальном сожительстве у женщин и детей практически нет никаких юридических прав. В зарубежных странах, между прочим, даже при вступлении в официальный брак стороны заключают брачный договор, что в дальнейшем помогает решать проблемы наследства и алиментов», - приводит пример психолог.

По мнению В.Мамедовой, необходимо усилить просветительскую работу, публично объяснять преимущества официальных браков, предупреждать об ответственности сторон при заключении религиозных браков. Закон, хоть и не разрешает многоженство, но и не запрещает его. Учитывая это, а также из-за растущей популярности многоженства среди населения, возможно, следует подумать об его официальном статусе - не об узаконивании, а о придании супругам и детям определенных прав.