Азербайджан уже проник вглубь Европы наш комментарий

Мамед Эфендиев

Реализуемый с участием семи стран и многих компаний проект Южного газового коридора (ЮГК) находится на завершающей стадии. И чем ближе финал его реализации, тем больше возникает вокруг него разговоров. По-другому и быть не может, так как ЮГК имеет стратегически важное значение и в скором времени изменит энергетическую карту мира. Труба, берущая начало в Баку, буквально через год доставит азербайджанский газ с месторождения «Шахдениз» потребителям стран Юго-Восточной Европы. И решит тем самым сложившуюся в данном регионе Старого Света энергетическую проблему, возникшую в результате геополитических игр ведущих стран региона и мира.

Дело в том, что Россия намерена вскоре окончательно прекратить транзит своего газа через Украину, оставив, таким образом, многие страны региона без топлива. Правда, в Турцию она успела проложить по дну Черного моря новый газопровод, но остальные страны в тревоге. В частности, «Газпром» уже уведомил Болгарию о прекращении транзита газа по Трансбалканскому трубопроводу с начала будущего года, такая же судьба ждет и ее соседей.

Надежды на скорое продолжение второй ветви «Турецкого потока» в Европу тоже пока не велики. Реализации этого проекта, как и другого российского маршрута - «Северного потока-2», всеми силами препятствуют США. А тут и Комитет постоянных представителей ЕС одобрил соглашение между Советом ЕС и Европарламентом по газовой директиве, которая распространяет энергонормы ЕС на все газопроводы из третьих стран в государства Евросоюза, включая морские. Правда, новая директива больше касается «Северного потока-2», но и «Турецкому потоку» от этого легче не будет.

А тут и США все настойчивее предлагают ЕС покупать больше американского газа. Министр энергетики США Рик Перри открыто заявил на энергетической конференции CERAWeek: "Основное, что я хочу сказать, - у нас большие запасы, которыми мы готовы делиться. Наступает новая эра американской энергетики".

По его словам, к 2025 году половина роста в мировой добыче газа и нефти будет происходить в США, экспорт их сжиженного природного газа уже идет в 34 страны на пяти континентах. И очень хочется Вашингтону повысить экспорт в Европу уже в этом году, потому что преимущества американского газа в том, что он "укрепляет трансатлантическую энергобезопасность", в то время как закупки Европой газа из России позволяют Москве добиваться "подчинения региона".

Да, игры действительно сложные, часть многомиллиардных вложений уже приносит игрокам определенную выгоду, судьба другой части висит на волоске, а многие миллиарды уже утеряны навсегда. Такая ситуация повышает на рынке нервозность и неуверенность инвесторов. И пока Москва и Вашингтон из кожи вон лезут, чтобы завоевывать галопом европейский газовый рынок - регион за регионом, Баку молча продвигает вглубь Европы свою газовую трубу. В отличие от российских проектов (США только начинают поставки сжиженного газа), ЮГК уже уверенно продвигается вглубь Европы, не встречая практически никакого сопротивления. Достаточно отметить, что реализация последнего сегмента ЮГК - проекта Трансадриатического трубопровода (TAP) стоимостью 4,5 млрд евро - завершена почти на 90%.

И не случайно на днях международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг евробондов ЗАО "Южный газовый коридор" на уровне "ВВ+", прогноз по рейтингу сохранен на уровне “стабильный”. Такие высокие рейтинги и позволили ЮГК два года назад произвести эмиссию облигаций объемом в 1 млрд долларов с годовой доходностью в 7%, а через год ЗАО снова вышло на международные финансовые рынки с очередной эмиссией объемом в 1 млрд долларов с годовой доходностью 5,8%. Облигации ЗАО раскупаются быстро, но не только из-за высокой их доходности, но и высокого рейтинга.

И не только облигации его пользуются спросом. Перспективность проекта не оставляет сомнений и у инвесторов. Так, по итогам 2018 года ЗАО инвестировало в сегменты мегапроекта "Южный газовый коридор" (согласно соответствующим финансовым обязательствам) 9,6 млрд долларов. А в текущем году компания планирует инвестировать в проект около 900 млн долларов, что уже свидетельствует о приближении завершающей стадии прокладки трубопровода. И особо следует подчеркнуть, что поиск инвесторов, а также самих инвестиций никогда затруднений не вызывал – настолько высока эффективность проекта.

Эльшад Насиров

К тому же вице-президент Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) по инвестициям и маркетингу Эльшад Насиров ясно дал понять европейцам, что ЮГК может транспортировать в Европу не только азербайджанский, но также туркменский и казахстанский газ.

Внес он ясность и в вопрос распределения топлива в рамках второй фазы разработки азербайджанского месторождения «Шахдениз». Азербайджанский газ будет примерно распределен следующим образом: 6 млрд кубометров газа в Турцию; 0,5 млрд кубометров - в Албанию (или больше в зависимости от требований); 1 млрд - в Грецию; 1 млрд - в Болгарию через интерконнектор Греция-Болгария (IGB); до 18 млрд кубометров - для Италии (при необходимости).

Что касается обязательств по поставкам, альтернативы нет: «Все должно начаться к последнему кварталу 2020 года».

Как видим, вице-президент SOCAR уже сегодня уверенно прогнозирует двойной рост запланированного первичного объема поставок газа в Европу. Он в конкретных цифрах выразил те утверждения, с которыми в последнее время выступал президент Азербайджана Ильхам Алиев. Причем нетрудно догадаться, что эти возросшие вдвойне объемы поставок касаются только азербайджанского газа. А сколько европейских стран можно еще обеспечить газом, если по ЮГК будет транспортироваться газ из Туркменистана и Казахстана – об этом, пожалуй, лучше подумать самим европейцам.

Итак, каждым днем Азербайджан увеличивает вероятность реализации подключения к ЮГК центральноазиатского газа. Этот вопрос из сложной политической проблемы перерос в простую техническую. Да и средств особых на прокладку газопровода, соединяющего оба берега Каспия, сегодня не требуется…