Новые газовые войны: Суд Евросоюза спасает Украину но как легко Прибалтике жить без газа

Владимир Решетов, спецкор по странам Балтии и Польше

Суд Евросоюза отменил решение Европейского суда от 28 мая 2019 года, касающееся  права «Газпрома» использовать 100 процентов мощностей газопровода OPAL, часть которого является сухопутной частью «Северного потока», который главным образом проходит по дну Балтийского моря.

С 2013 года «Северный поток» мог использоваться «Газпромом» только в объеме 50 процентов и труба OPAL оставалась все время недозагруженной.

В министерстве энергетики Польши заявили, что решение суда ЕС может положить конец монополии российского газового монстра в Европе.

Министр энергетики Польши Кжиштоф Тхоржевски заявил, что это урок для тех, кто считает, что может действовать на европейском рынке без соблюдения его принципов.

В Минэнерго Польши напомнили, что страна оспорила решение Еврокомиссии еще в декабре 2016 года. Этот шаг поддержали Латвия и Литва. Позже и Германия поддержала Еврокомиссию.

Это сообщение является очень важным для Украины. Из-за ограничений возможности использовать этот газопровод («Северный поток») решение означает, что «Газпром», возможно, не сможет полностью отказаться от транзита газа через Украину и будет вынужден продолжить трехсторонние переговоры с Еврокомиссией и Украиной.

По мнению министра Польши Тхоржевского, эта победа Польши снижает возможность серьезного газового кризиса в Украине, который мог бы ударить по другим регионам, в том числе, по Польше».

Латвия и Литва занимают в этом вопросе последовательную позицию, защищая Украину Впрочем, и защищая свои интересы. Хотя в Латвии, несмотря на позицию властей, есть серьезное газовое лобби в лице представителей дочки «Газпрома» -  компании ITERA.

К тому же в Латвии есть гигантское природное газохранилище — карстового происхождения. В советское время еще созданное, благодаря естественным условиям, и называется, как и городок - Инчукалнс. Мало кто знает, но его недра, при закачанном газе, способны обеспечить газом всю территорию стран Балтии и северо-запад России, включая Петербург, в течение года.

В Латвии есть и другие подземные емкости, пока еще не использованные в этих целях, но уже приватизированные бывшими офицерами КГБ. Понятно, что интерес России к территории Латвии именно с точки зрения энергетики велик и неослабеваем.

Стратегически, эта земля всегда привлекала большие державы. Несмотря на то, что здесь нет разведанных больших запасов нефти, газа, полезных ископаемых.

Главное богатство здешних земель — леса, море, песок. Так было в годы первой независимости почти сто лет назад, до 1940 года. И сейчас — главное богатство — умы, специалисты, инженеры.

Именно в Эстонии, Латвии, Литве — самые сильные IT-специалисты, востребованные в мире. Именно здесь создаются и выходят в мир новые технологии. Так называемая, добавленная стоимость — главная цель молодых гениев нового века из стран Балтии.

Должен сказать, что мой внук — ему нет и 30 лет — востребован в мире. Фирма, в которой он работает, рижская. И он уже несколько лет подряд летает из конца в конец света — Америка, Индия, Венгрия, Румыния, Сингапур, Таиланд и проч. Будучи проффи, он обучает специалистов компьютерщиков на местах. Это значит, что есть запрос.

И мне радостно, что он не уехал работать в Канаду или в США, куда ему предлагали. Он неплохо зарабатывает, живя в Латвии.

Впрочем, как и мои дочери, одна из которых имеет свой частный бизнес в выходной день, работая параллельно, официально в течение недели в муниципальной структуре, а другая — в государственной клинике, учась после работы на косметолога в престижной французской школе.

Не нефтью и газом жива Латвия. И у нас много того, чему можно поучиться…