Турция покоряет и Африку наша аналитика

Икрам Нур, автор haqqin.az

За последние 15 лет президент Турции Реджеп Эрдоган активно выступал за возрождение связей с Черным континентом. С 2009 года Турция увеличила количество посольств в Африке с 12 до 42. Товарооборот между Анкарой и её африканскими партнерами за это время вырос в шесть раз.

Актеры турецкого сериала «Adi Mutluluk» (По имени Счастье) продолжают завоевывать сердца эфиопов. «Они вызывают привыкание у местных жителей, которые говорят мне, что мы настолько культурно похожи, что они узнают себя в этих сериалах», — уверенно говорит Япрак Альп, посол Турции в Эфиопии о переведенной на амхарский язык продукции турецкого кинематографа.

Африканская стратегия Эрдогана осуществляется в трех направлениях: политике, экономике и гуманитарной сфере

И это только один из элементов «мягкой силы» Анкары на Черном континенте, которая внезапно, но успешно стала конкурентом другим игрокам, как традиционным - США, Франции, Китаю и Индии, так и появившимся здесь сравнительно недавно – Саудовской Аравии и ОАЭ.

Анкарой в отношении Африки уже официально провозглашен лозунг «От сотрудничества к стратегическому партнерству», а пресс-секретарь турецкого президента Ибрахим Калын при случае даже называет Турцию «афро-евразиатской страной».

По словам же самого Эрдогана, «наш подход к Африке никогда не был и не будет таким, как у колонизаторов, пришедших сюда позже. Во всех своих отношениях с Африканским континентом мы берем за основу взаимоуважение и принцип «выиграй-выиграй».

Успешный рывок Турции в Африку, в ту ее часть, что южнее Сахары, то, что Анкара реально предложила здесь традиционным «большим игрокам» здесь потесниться и за 18 лет сумела подкрепить свои намерения реальными шагами – событие достаточно уникальное. Тем более в условиях складывающегося нового миропорядка.

Тем интереснее, как турецкой стороне это удалось. И главное, для чего нужно Анкаре «африканское направление», где неизбежны столкновения турецких интересов с традиционными внешним игроками.

Турция формирует и кадровую номенклатуру

Турция зашла в Африку с трех направлений: политика, экономика и гуманитарная сфера. Причем под последней не стоит подразумевать только поставки сюда продовольственной и иной помощи. Наоборот, упор был сделан на подготовку турецкой стороной местных кадров. Чем, как давно известно, убивается сразу «два зайца»: с одной стороны, этим кадрам прививается навык мышления турецким стандартами в турецкой же системе координат. С другой – формируется протурецкое лобби, причём с прицелом на перспективу – сегодня это молодой перспективный инженер в Танзании и на Мадагаскаре, а завтра, глядишь, и начальник какого-либо департамента в местном министерстве. Или вообще – министр, Африка, знаете ли, остается местом феерических карьерных взлетов.

«По линии Фонда просвещения Турции в странах Африки действуют 144 учебных заведения и 17 общежитий. Тысячи молодых специалистов из 54 африканской страны завершили обучение в Турции по линии государственной стипендиальной программы. Число представительств Турецкого агентства по сотрудничеству и координации (TİKA) в странах Африки достигло 22», - говорилось в статье главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу под заголовком «Союз с Африкой сегодня важнее, чем когда-либо», опубликованной в мае прошлого года.

От себя добавлю: Турецкое Агентство по международному сотрудничеству (ТИКА), представительства которого находятся в 15 африканских государствах, в целом оказало содействие континенту на сумму, превышающую 1 миллиард долларов. В рамках его работы ежегодно выдается порядка 1000 стипендий на обучение африканских студентов в университетах Турции, а 280 тысяч африканцев ежегодно получают медицинскую помощь в местах своего проживания.

Примерно 30–35 лет назад обозначился переход Турции к экспортоориентированному развитию. Пришедшая к власти в 2002 году Партия справедливости и развития не только подхватила этот курс, но и усердно принялась проводить его в жизнь. Африканские рынки в этом отношении стали настоящей находкой для Анкары.

В Африке турецкую элиту встречают, как своих

Сначала это были североафриканские государства, которые географически, историко-культурно и религиозно близки Турции. А затем Анкара пошла в страны Тропической Африки, куда турки только в 2015 году продали товаров на сумму $4 миллиардов вместо $750 миллионов в 2004. Крупнейшими потребителями экспорта Анкары стали весьма солидные африканские партнеры - ЮАР, Нигерия, Эфиопия, Гана и Кот-д’Ивуар.

Правда, турецкая экономическая экспансия имела свои объективные пределы, которые в том же 2015 году, на мой взгляд, и были достигнуты - последние несколько лет отмечены стагнацией показателей товарооборота. Для преодоления нынешней планки требуются дополнительные мероприятия со стороны Анкары, новый рывок, новые партнеры в Африке, и не приходится сомневаться в том, что Турция сделает для этого все необходимое.

Африканский трек во внешней политике Анкары - образец того, как в короткие сроки, обладая политической волей, ставя перед собой конкретные задачи и имея в распоряжении инструменты для их выполнения, можно практически «с нуля» выстроить полноценное сотрудничество с государствами целого континента.

Анкара избегает соперничать здесь с такими тяжеловесами как США, Китай или Индия, но всегда находит для себя ниши, в которых и добивается тех целей, которые необходимы Турции на Черном континенте.

Несколько лет назад один из турецких политологов писал: «Плоды своей деятельности в таком сложном регионе, как Африка, Турция получит спустя десятки лет». Но, похоже, свой богатый урожай здесь Анкара соберет досрочно.