Россия предложила Хартуму платоническую любовь, а Турция с Катаром – финансовый дождь актуальный комментарий, все еще актуально

Джемаль Бустани, автор haqqin.az

Несколько дней назад haqqin.az сообщал, что Судан хочет внести поправки в соглашение о создании российской военно-морской базы в Порт-Судане и потребовал от России предоставить стране экономическую помощь в обмен на пятилетнюю аренду с возможностью подписания 25-летнего соглашения, отмечают суданские источники.

Как обычно, Москва и Хартум все отрицают – никто ничего не требовал, отношения крепки как никогда, базе – быть. Но после июньской истории, когда стало известно, что Судан намерен пересмотреть соглашение по созданию российской военной базы на Красном море, что сначала тоже отрицалось, но потом оказалось правдой, – никто этим нынешним заявлениям попросту не верит.

Куда девать Судану сухую платоническую любовь?

Россию не намерены пускать в Красное море – вот суть решения Хартума. Форма может быть разной – выставление завышенных требований, затягивание переговоров, ссылки на обстоятельства непреодолимой силы. Но решение состоялось. «Минюст Судана считает необходимым внести поправки в текст соглашения между Суданом и Россией о создании российской базы в Порт-Судане на побережье Красного моря, о котором договорились бывшее правительство Судана и России», - говорится в официальном заявлении суданских властей.

Причем отсылка к «договоренностям бывшего правительства» весьма многозначительна – сегодня необходимость в российском присутствии у Хартума отсутствует полностью. При Омаре аль-Башире ориентация Хартума была одна – он, грешным делом, считал, что присутствие российский военных укрепит его власть и поможет предотвратить его свержение.

Нынешней власти в Хартуме нужно совсем другое, часть из чего они уже получили: после подписания мирного соглашения с Израилем Судан был исключен из американского списка стран-спонсоров террора, что открыло ему доступ к международной помощи. Эр-Рияд и Эмираты готовы помочь ему списать почти три миллиарда долларов внешнего долга, французы - аннулировать еще почти шесть с половиной миллиардов. А Турция и Катар – предоставить инвестиций почти на десять миллиардов долларов.

Предотвратить такой финансовый дождь, который вот-вот прольется на Судан, Москва просто не в состоянии. И альтернативы предложить не может. Ее попытка получить военную базу в ключевом месте транзитного путь мировой торговли заблокирована. Эффективно и надежно. И, что неожиданно, ситуативно возникшей региональной коалицией плюс Париж.

А Эрдоган с Катаром предложили Судану финансовый проливной дождь

Впрочем, история с Суданом не окончена. Долгое время он был «поднадзорным» саудитов. Крен Омара аль-Башира в сторону Москвы нарушил этот статус-кво. Его свержение, казалось бы, должно было восстановить прежний баланс – но тут вмешалась Анкара. Со своим инновационным подходом: не списывать долги, а путем создания промышленных производств и инфраструктуры дать африканским странам по ним расплатиться и для себя еще заработать.

Что для нынешних суданских властей выглядит куда привлекательнее, чем десятилетиями складывающаяся схема: набираем в долг, а потом пытаемся по нему расплатиться, уступая часть суверенитета кредиторам, а то и частью своей территории под иностранные военные базы. Которые вроде как должны гарантировать несменяемость власти, но на самом деле – делают страну заложником для геополитических интриг больших игроков.

Судан решился порвать с этой порочной схемой, выбрав в качестве стратегического партнера Турцию. Момент для этого выбран крайне удачно – Эмираты возражать не будут в связи с наметившемся у них потепления с Анкарой. У Эр-Рияда достаточно других хлопот, не до Судана. Франция же… Макрону не привыкать сдавать позиции по всей Африке. К тому же не пустить в Судан Россию для него важнее, чем то, что теперь Хартум начал дрейфовать в сторону Анкары.