Разве территорию Азербайджана оккупировал Свазиленд?

Фархад Мамедов, автор haqqin.az

Объявлены шесть дополнительных условий Еревана к пяти основным принципам, предложенным азербайджанской стороной Армении для начала мирных переговоров.

Эдмон Марукян, спецпредставитель премьер-министра Никола Пашиняна, заявил вчера в интервью Общественному телевидению Армении, что он «неофициально перевел на армянский документ, официально написанный на русском языке».

Спецпредставитель Армении Эдмон Марукян обнародовал пять ответных армянских принципов

Чтобы читателям было легче сопоставить содержание предложений сторон, напомним вначале текст пяти пунктов, предложенных Азербайджаном:

- взаимное признание государствами суверенитета, территориальной целостности, нерушимости государственных границ и политической независимости друг друга;

- взаимное подтверждение государствами отсутствия территориальных претензий друг к другу и принятие ими на себя юридического обязательства не предъявлять такие претензии в будущем;

- воздерживание от угрозы безопасности друг другу в международных отношениях, использования угроз и силы против политической независимости и территориальной целостности, а также других обстоятельств, не соответствующих целям Устава ООН;

- делимитация и демаркация государственной границы, установление дипломатических отношений;

- открытие транспортной связи и коммуникаций, налаживание других соответствующих коммуникаций и сотрудничества в других сферах, представляющих взаимный интерес.

А теперь перейдем к озвученным Эдмоном Марукяном предложениям Армении, состоящим из шести пунктов.

Прежде всего следует отметить, что первым о добавлении 6 пунктов к 5-пунктным предложениям Баку заявил секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян.

В частности, после встречи с помощником президента Азербайджана по иностранным делам Хикметом Гаджиевым, которая состоялась в конце апреля в столице Бельгии, Григорян заявил, что «стороны согласились согласовать предложенные Арменией дополнения на базе пяти пунктов, выдвинутых Азербайджаном».

Реакция Баку на утечку из Еревана оказалась довольно жесткой

Реакция официального Баку на заявление Григоряна была оперативной и жесткой: во-первых, никто в Брюсселе не отнесся с пониманием к компромиссу между предложением Армении из шести пунктов в качестве ответа на пять пунктов, предложенных Азербайджаном. А во-вторых, армянская сторона нарушила дипломатический этикет, огласив содержание закрытых переговоров.

Но вернемся к армянскому «контрпредложению».

Пункт первый представляет собой попытку дезавуировать предложенные Азербайджаном позиции на том основании, что письмо азербайджанской стороны с изложением пяти пунктов, подписанное в Баку 21 февраля 2022 года, попало в Кабинет министров Армении 11 марта, то есть, с опозданием на 20 дней.

Возникает естественный вопрос: какое отношение к делу имеет тот факт, что письмо, направленное Азербайджаном через одного из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, попало в Ереван через 20 дней после его подписания? А если бы оно прибыло в тот же день? Вносит ли этот разброс в датах что-то принципиально новое в изложенную Азербайджаном основу мирных переговоров?

Складывается впечатление, что серия отставок кадровых армянских дипломатов, вызванная капитуляцией в 44-дневной войне, вызвала в МИД Армении такой кадровый вакуум, что при составлении важных дипломатических документов допускается откровенная халатность.

Перейдем ко второму и, как выразился Эдмон Марукян, «самому важному» пункту. Среди основных принципов, выдвинутых Азербайджаном, в пункте о признании сторонами территориальной целостности и суверенитета друг друга, сказано, что территориальных претензий Армении к Азербайджану никогда не было и нет. В этом пункте отмечается, что Армения и Азербайджан признали территориальную целостность и границы друг друга, подписав Алматинскую декларацию от 8 декабря 1991 года, на базе которой был создан СНГ (Союз Независимых Государств – ред.).

«То есть, - подчеркивает Марукян, - с подписанием этой декларации стороны присоединились к СНГ, признав территориальную целостность друг друга».

Армения отсылает Азербайджан к дооккупационной эре Алматинской декларации

Ссылка на эту совместную декларацию, как аргумент признания территориальной целостности Азербайджана в Армении – метод для армянской дипломатии отнюдь не новый. Этот довольно примитивный трюк применялся Арменией задолго до Пашиняна. На самом деле, все просто: в многосторонних документах принято ссылаться на основные принципы международного права о территориальной целостности и нерушимости границ государств. То есть, когда Армения подписывала в 1991 году декларацию, у нее не было иного выбора.

Азербайджан же выдвинул более конкретное предложение, основанное на международной практике и правовых нормах: взаимное признание территориальной целостности и нерушимости границ, необходимое для достижения прочного мира между двумя странами, много лет находившихся в состоянии войны.

Такие вещи делаются по-другому. В сложившейся ситуации Армения должна представить Баку официальную дипломатическую ноту о том, что признает территориальную целостность Азербайджана, в том числе, административную территорию бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, как неотъемлемую часть Азербайджана, и не будет предъявлять никаких территориальных претензий в будущем. Иными словами, вопрос настолько однозначен и прост, что ссылаться на многостороннюю декларацию, подписанную, к тому же, тридцать один год назад – не более чем дипломатическая уловка.

С другой стороны, сам факт того, что в 1991 году Армения признала территориальную целостность Азербайджана, не помешал ей оккупировать 20 процентов его территорий и удерживать их около 30 лет.

Азербайджанские земли оккупировал Свазиленд? А может Волга не впадает в Каспий?

Другими словами, Ереван грубо нарушил положения подписанной им же совместной декларации о создании СНГ. А иначе, кто оккупировал в 1993 году Кельбаджар и другие прилегающие районы? Может, Свазиленд?

Третий пункт, как отметил Марукян, заключается в том, что для армянской стороны являются основополагающими вопросы «гарантий безопасности армян Нагорного Карабаха, уважения их прав и свобод, а также определения окончательного статуса Нагорного Карабаха».

То есть, армянская сторона намерена протащить в повестку мирных переговоров вопрос о территориях, которые на данный момент являются общими, поскольку находятся в зоне ответственности российских миротворческих сил и в процессе установления «окончательного правового статуса» проживающих там армян.

Азербайджанская сторона неоднократно заявляла о своей позиции по этому вопросу на высшем уровне: поскольку какие-либо дискуссии о статусе административной территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области невозможны, переговоров о статусе не будет. Азербайджан рассматривает армян, живущих на этих территориях, в качестве своих граждан, права, свободы и безопасность которых обеспечены нормами, предусмотренными Конституцией Азербайджана.

Четвертый пункт. В нем говорится, что армянская сторона считает важным выполнение обязательств, содержащихся в трехсторонних заявлениях от 10 ноября 2020 года, 11 января и 26 ноября 2021 года, подписанных президентом Азербайджана, премьер-министром Армении и президентом России.

Армения объявила Московское соглашение императивом

Речь идет о пункте, внесенном только ради проформы. Что принципиально нового несут в себе напоминания о важности выполнения обязательств, вытекающих из этих трехсторонних заявлений? К тому же, если кто-то и не выполняет обязательства, вытекающие из трехсторонних заявлений, то это, прежде всего, сама Армения, которая затягивает открытие транспортного коридора между Азербайджаном и Нахчыванской автономной республикой и до сих пор не хочет выводить с территорий, контролируемых российскими миротворцами, армянские вооруженные формирования.

В пятом пункте говорится, что армянская сторона готова заключить мирное соглашение с Азербайджаном и нормализовать отношения, установить межгосударственные отношения на основе Устава ООН, Международного пакта о гражданских и политических правах и Хельсинкского Заключительного акта. Возразить здесь нечего, Волга действительно впадает в Каспийское море.

И, наконец, шестой пункт, предусматривающий проведение мирных переговоров между Арменией и Азербайджаном при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

Отметим, что Ереван вносит шестой пункт, прекрасно зная отношение Баку, четко выраженное президентом Ильхамом Алиевым, заявившим недавно: «Минская группа больше не существует!»

Руководство Азербайджана убеждено, что при сложившихся сегодня геополитических реалиях, беспристрастное и справедливое посредничество стран-сопредседателей во имя достижения прочного мира между Азербайджаном и Арменией невозможно. В лучшем случае, формат Минской группы может привести к десятилетиям пустой траты времени под видом мирных переговоров, что, в свою очередь, только продлит мандат российского военного присутствия в Карабахе.

В Армении еще один плач: по покойной Минской группе

Азербайджан предлагает прямые переговоры с Арменией и при этом не возражает против участия беспристрастных посредников, таких, как Евросоюз, который стремится помочь мирному процессу на Южном Кавказе без «подковерных» интересов.

Таким образом, ответ Еревана из 6 пунктов на пять пунктов, предложенных Баку, во многом является неудачным и коряво обоснованным дипломатическим ходом, способным, разве что, лишь продлить и без того затянувшийся этап подготовки к азербайджано-армянским мирным переговорам. Вести с учетом этих пунктов продуктивный мирный диалог невозможно даже теоретически.

Впрочем, подождем реакции официального Баку.