Проигранная победа России Порт-Артур ХХI века

Дмитрий Рой, автор haqqin.az

До полугодичного юбилея так называемой «специальной военной операции» России в Украине остаются считанные дни. И хотя российское руководство продолжает утверждать, что «все идет по плану», уже сегодня ясно, что «Третий Эффективный» этап операции оказался еще более неуспешным, чем «Второй Конкретный». Вопрос перед Москвой встает теперь так: «Как имеющимися силами удержать уже занятое?».

Несколько сел в предполье главной полосы украинской обороны по линии Северск – Соледар – Бахмут. Захваченные Пески и 2/3 Марьинки под Донецком. Для третьего этапа операции все это, мягко говоря, «сильно не густо».

Главный военный успех за полгода активной войны – 2/3 Марьинки под Донецком

Причем обошлось это Москве крайне дорого, что совсем неудивительно, поскольку российские генералы продолжают атаковать в лучших традициях начала Великой Отечественной: «на укрепрайоны – строго в лоб».

Чем дальше, тем понятнее становится, что никакой «второй в мире армии», как хвастливо заявляла еще совсем недавно российская власть, в природе не существует. Российское вооружение, «на десятилетия опережающее зарубежные аналоги», как заявил вчера президент Путин, существует только в фантазиях «кремлевских мечтателей». Российские танки и вертолеты горят от работы по ним западных разработок конца 80-х – начала 90-х.

Преимущество российской стороны в артиллерии сводится к нулю байрактарами и химарсами. То, что годами показывалось по телевидению в качестве «военного чуда России», существует только в докладах руководства российского военно-промышленного комплекса и единичных экземплярах на выставочных стендах. В основном в виде макетов.

Реформы по созданию «нового облика армии» привели к острейшему дефициту офицерского состава, и как следствие, к нехватке штурмовой пехоты на поле боя. А та, что есть – крайне неустойчива и безынициативна. И, наконец, традиционные болезни российской армии, логистика доставки боевых грузов на поле боя, безопасность тыловых объектов, контрдиверсионные мероприятия, связь и управление – принимают совсем уже катастрофический характер.

То, что годами показывалось по телевидению в качестве «военного чуда России», существует только в докладах руководства российского военно-промышленного комплекса и единичных экземплярах на выставочных стендах

Провал российской стратегии

Но начинать надо с грандиозных провалов в стратегическом планировании на начальном этапе российской «спецоперации». Глубина этого провала вполне сравнима с планированием первой чеченской войны, 1994-1996 годов, когда тогдашний министр обороны РФ обещал Борису Ельцину взять Грозный «за несколько часов одним полком ВДВ».

Так и в этот раз российские военные и служба Пятого управления ФСБ исходили из опыта восьмилетней давности, операции по аннексии Крыма. Дескать, ненависть к собственным властям у украинцев столь высока, что наступающие российские войска встретят цветами, хлебом-солью, а деморализованная украинская армия либо разбежится, либо массово будет сдаваться. А с российских бронетранспортеров под массовые аплодисменты будут произносить зажигательные речи пророссийские украинские политики, мечтающие стать гауляйтерами.

Из этого посыла следовало, что никаких серьезных боев в Украине вести не придется. Ни наземные силы ВСУ, ни украинская авиация и силы ПВО не окажут серьезного сопротивления. А, значит, и подавлять их нет никакой необходимости. Планы российских военных, утвержденные к 19-20 января 2022 года, представляли собой полный примитив – «ди эрсте колонне марширт, ди цвайте колонне марширт». Более того, даже полицейские части, обеспечивающие охрану тыла и соблюдение лояльности населения на оккупированных территориях, в российском плане «спецоперации» не предусматривались.

Российскую армию встретили не с хлебом, но с солью... Солью по ранам

Первоначальный план провалился от слова совсем. С 2018 года ВСУ Украины осуществили масштабные мероприятия по маскировке объектов ПВО, ВВС, РЭБ и предприятий военно-промышленного комплекса. Российская агентура была взята под контроль, а потому в час «Х» не смогла проявить себя в качестве пятой колонны. Свою роль сыграло и то, что украинские войска, пусть и не все, начали обучаться ведению боевых действий по стандартам НАТО.

Поэтому, когда российские войска парадными, по сути, колоннами зашли в Украину, их ожидал весьма неприятный сюрприз. Блицкриг провалился полностью, никакого населения с цветами и хлебом-солью не наблюдалось в принципе, колонны российской техники задорно горели, а на оккупированных территориях российские войска встречало недружественно настроенное население. Причем даже в русскоязычных районах никакого позитивного настроя к оккупантам не было и в помине.

«Что в лоб, что по лбу»

Украинцы избрали фактически беспроигрышную тактику – «активной обороны», когда российская военная машина попросту «стачивается» в ходе сопротивления. О помощи Запада существуют самые разные мнения, но нельзя отрицать того, что она приходит как нельзя вовремя на каждом из этапов. Россия выдвигает танковые колонны – Украина получает противотанковые «джавелины». Москва пытается сделать упор на авиацию – украинцы получают необходимое количество ПЗРК.

Даже попытки российских войск на море оказались успешно блокированы - и Россия получила свою «Цусиму» после того, как потеряла крейсер «Москва». Нынешние попытки российского командования реализовать свое преимущество в артиллерии также играючи блокируются украинской стороной: массированность российских ударов полностью компенсируется высокой точностью ударов украинских, прицельно бьющих и по скоплениям войск, и по позициям техники, и по российским штабам.

Более того, удары по Крыму, начиная от авиабазы в Саках и заканчивая сегодняшними взрывами в Джанкое и на военной базе близ поселка Майское, показывают, что для Украины удаление вражеских объектов – не проблема: «Достанем всюду, куда сможем дотянуться». А дотянуться, как выясняется, украинцы могут до многого.

Украина стала часто напоминать России о принадлежности Крыма

Что, в свою очередь, ставит важный вопрос: а как с прикрытием этих объектов, работающих на агрессию? Выясняется, что никак. Планирование Россией военных действий было «на такой высоте», что даже элементарные действия по обеспечению безопасности складов и баз, задействованных в «специальной военной операции», попросту не предусматривались.

Создается впечатление, что в ходе агрессии в Украину российское командование поразил массовый склероз. И генералы, и полковники в одночасье забыли все уставы и наставления, которые вдалбливались в училищах и академиях. Поскольку куда ни взгляни – везде вопиющий непрофессионализм и некомпетентность.

Им всем «что в лоб, что по лбу». Никаких тактических новаций, никаких нестандартных ходов: чего ни коснись – везде или «шапками закидают», или массой намерены задавить. Совершенно не желая замечать, что противник действует уже с опережением на десятилетия вперед – увязывая современнейшие разведывательные комплексы с мгновенной связью и высокоточными системами огневого поражения, сводя усилия российских войск к нулю, что ярче всего проявилось в сегодняшних событиях в Крыму.

Зияющее одиночество Москвы

И ведь вот что интересно. Адекватной реакции российского руководства на происходящее – ноль. Сегодня Сергей Шойгу шутил: РСЗО HIMARS в ходе «спецоперации» «перемалываются в боях, существенного влияния на ситуацию они не оказали».

А его верховный главнокомандующий вообще заявил, что «спецоперация» в Украине проводится в полном соответствии с Уставом ООН. Такое впечатление, что эти люди живут в своей вселенной. Где и Запад от антироссийских санкций теряет больше, чем Москва, и российская армия день ото дня, неся все новые потери и застряв в окопах, только крепчает, и вообще весь мир, от Мали до Центральноафриканской республики, дружно рукоплещет Москве.

Хорошо, что хоть ни про Китай не вспоминают, ни про членов ОДКБ и ЕАЭС, которые дружно дистанцировались от России и продолжают каждый день это делать.

Путину и Шойгу пора вспомнить историю русско-японской войны

Российское руководство демонстрирует полную неадекватность. Что, в свою очередь, является ответом на вопрос: «А может ли оно остановиться?» Это Николай II во время русско-японской смог, нынешние – не сумеют. У них все прекрасно и все хорошо. Они не видят, что цивилизованный мир отвернулся от них, а, значит, не видят причин, почему бы им нужно было останавливаться.

Российское общество они прижали к ногтю так, что надеяться на взрыв возмущения внутри страны наивно. На международной арене они верят в собственные мифы о том, что «Европа этой зимой без российского газа замерзнет», а тысяча иранских беспилотников спасет Россию на украинском фронте.

Российское руководство сейчас напоминает велосипедиста, который вынужден крутить педали изо всех сил – иначе упадет. Вот и крутят, не замечая, что чем сильнее это делают, тем больше остаются на месте.

Перспектив военной победы Кремля не просматривается. Сейчас Украина в состоянии «активной обороны», но осенью нынешнего года начнет получать и вооружения, и хорошо подготовленную штурмовую пехоту. Бои в нынешнем году вряд ли закончатся, плавно перейдя в год 2023. Но по их итогам Россия вполне может потерять не только ЛНР-ДНР, но и Крым. История повторяется, и поражение Москвы в этой войне может стать куда позорнее, чем в войне с Японией. Кремль так хочет войти в историю, что обязательно это сделает. Только совсем не в той роли, о которой мечтал.