ШОС не свернул за Путиным наша корреспонденция, все еще актуально

Зухра Новрузова, спецкор по странам Средней Азии

Шанхайская Организация Сотрудничества вступила в критическую стадию своей трансформации. Это ясно всем лидерам, собирающимся сегодня в Самарканде, где все пропитано историей древнего Шелкового пути, великой дороги, по которой веками перемещались товары от Китая до Европы. Стремительно изменились реалии окружающего мира – и столь же стремительно должна измениться ШОС, приняв на нынешнем саммите судьбоносные решения о том, куда двигаться дальше.

Гости в Самарканд начали прибывать еще два дня назад. И пока измученные напряжением дипломатические «шерпы» утрясали последние детали документов, которые предстоит подписать членам этой Организации, на полях «предсаммита» происходили важные вещи: состоялось принятие Ирана в члены ШОС, глава иранского МИД Хоссейн Абдоллахиан и генеральный секретарь организации Чжан Мин подписали соответствующий меморандум. И уже через год, на следующем саммите, Тегеран будет выступать в качестве самостоятельного члена.

Гости в Самарканд начали прибывать еще два дня назад. И пока измученные напряжением дипломатические «шерпы» утрясали последние детали документов на полях «предсаммита», происходили важные вещи

Вчера, 14 сентября, состоялась церемония подписания меморандумов о предоставлении Египту и Катару статуса партнера по диалогу ШОС. А сегодня профильные ведомства Китая, Кыргызстана и Узбекистана подписали Соглашение о сотрудничестве по проекту строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Кроме того, Китай и Узбекистан подписали соглашения на 15 миллиардов долларов.

На наших глазах буквально в режиме онлайн творится история. И какой она будет – во многом будет решаться сегодня и завтра в Самарканде. ШОС больше не является просто переговорной площадкой для России, Китая и центральноазиатскими республиками. Он уже расширился до Персидского залива, Южной Азии, Юго-Восточной Азии и Южного Кавказа. ШОС сегодня – это 24% мирового ВВП и 44% всего населения в мире.

Экономическая ценность ШОС для его членов, наблюдателей и партнеров по диалогу заключается в том, что его возглавляет Китай, глобальный экономический центр современного мира. И хотя Организации еще предстоит создать собственную зону свободной торговли, она уже сумела добиться значительных успехов в расширении внутрирегиональной торговли и инвестиций, а также увеличить свою долю в торговле международной.

Словом, ШОС уже обладает огромным потенциалом, а в ближайшие годы он будет только нарастать. Здесь-то и кроется одна из опасностей для этой Организации: куда и как будет использован данный потенциал. Россия настаивает на том, чтобы ШОС занял активную антизападную позицию, что у других членов Организации вызывает отторжение. Но Москву это не смущает, она продолжает настаивать, и даже сегодня Путин прилетел в Самарканд с этими тезисами.

Иран официально вступил в ШОС

Но прислушиваться к ним лидеры ШОС не будут. Вежливо выслушают – не более того. Времена авторитета России остались в прошлом. Времена, когда она диктовала свою волю остальным – там же. Пекин и государства Центральной Азии намерены в Самарканде указать России на то, что ШОС – это не военно-политический блок. Это организация, которая продвигает концепции многогранного сотрудничества и не преследует никаких геополитических целей, что четко прописано в ее Уставе.

В этом, кстати, еще одна причина ее привлекательности для других стран, того же Катара, Египта и Саудовской Аравии. Никто не требует демонстрации антизападных и антиамериканских настроений, никто не требует отказаться от геополитического партнерства с США – только экономическое процветание.

Мирзиёев и другие не пошли за Путиным против Запада

В преддверии ШОС президент Шавкат Мирзиёев опубликовал статью, в которой говорится, что из «Самарканда мир видится единым и неделимым, а не разобщенным». Он считает, что это «может стать именно той платформой, которая способна объединить и примирить государства с различными внешнеполитическими приоритетами».

Жить лучше, быть успешнее и стать счастливее. Всего-навсего. Без всяких блоков и разделительных линий. Шавкат Мирзиёев называет это «самаркандским духом». И этот призыв президента страны, которая в нынешнем году заканчивает свое председательство в ШОС, хоть и выглядит несколько идеалистичным, но является своего рода доктриной Организации, которую разделяют большинство ее членов. И не позволят отдельным участникам свернуть ШОС с этого пути.