Иранская разведка: провал за провалом что там у соседей; все еще актуально

Икрам Нур, автор haqqin.az

Рост провалов в разведывательной деятельности иранцев в последнее десятилетие позволяет сделать вывод о конечном пределе возможностей иранской разведки в сравнении с израильтянами, входящими в высшую лигу игроков «плаща и кинжала».

Были, были у иранской разведки звездные моменты вроде вербовки в Нигерии в 2012 году бывшего министра энергетики Израиля Гонена Сегева, вероятно, самого высокопоставленного шпиона Ирана в руководстве еврейского государства. Но это было более десяти лет назад, и израильская разведка полностью отыграла этот свой провал.

Гонен Сегев - последний высокопоставленный шпион Ирана

Сейчас картина кардинально изменилась. Израильтяне провели десятки тайных операций на территории Ирана: от взлома секретного иранского ядерного архива на окраине Тегерана в январе 2018 года и вывозе из страны нескольких грузовиков с документами из 32 сейфов до ликвидации ключевого военного ученого-ядерщика Мохсена Фахризаде в ноябре 2020-го, не говоря уже об успехах менее масштабных, вплоть до захвата сотрудников КСИР с последующим их допросом прямо на иранской территории.

Столкнувшись со столь мрачным положением дел, местные политики открыто признали, что ситуация складывается таким образом, «будто Израиль создал крупномасштабную организацию в Тегеране и свободно руководит ее операциями».

Как выразился по этому поводу бывший президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, это стало итогом действий «коррумпированной банды в высших эшелонах разведывательного аппарата страны, которая обманывала руководство и общественность, допустив тем самым массовые пробелы в безопасности».

Ряд провалов иранской разведки трудно объяснить чем-то иным, кроме того, что информацию о некоторых операциях и агентах что VEVAK, что РО КСИР попросту «слили» противнику в соседнем ведомстве

Провалы в последнее десятилетие, что очевидно, это не «черная полоса», а показатель системных проблем иранского разведывательного сообщества, что особенно ярко проявилось в той же Сирии, где израильтяне переигрывают иранцев буквально в массовом порядке, а все планы на сирийском направлении Тегерана оказываются на столах в Тель-Авиве раньше, чем доходят до иранских исполнителей на местах.

Иранское разведывательное сообщество состоит из шестнадцати (!) организаций. И хотя ведущих спецслужб в стране две – Министерство разведки и национальной безопасности, VEVAK, и разведывательная организация Корпуса стражей исламской революции, КСИР – в деле координации совместных разведывательных и контрразведывательных усилий Ирана это помогает мало.

Номинально РО КСИР подчиняется VEVAK как высшему разведывательному органу в стране, но на деле организация функционирует совершенно независимо, а ее глава подчиняется непосредственно верховному лидеру с правом личного доклада. Стоит ли говорить, что в отношениях VEVAK и РО КСИР царит не просто жестокая, а жесточайшая конкуренция, подразумевающая, помимо прочего, и профессиональные «подставы» от так называемых «коллег».

Во всяком случае, ряд провалов иранской разведки трудно объяснить чем-то иным, кроме того, что информацию о некоторых операциях и агентах что VEVAK, что РО КСИР попросту «слили» противнику в соседнем ведомстве.

Иранская разведка вчистую проиграла израильтянам

Другой бедой иранского разведывательного сообщества является то, что в ней множество формальных и неформальных игроков, каждый из которых преследует свои собственные цели и принадлежат различным центрам власти и неформальным общественным сетям. То есть являются членами разных политических клубов – тут уж не до командной игры, тут надо постоянно оглядываться и следить, чтобы кинжал в бок от «коллеги» не получить, если решат, что ты своими действиями нарушил чьи-то интересы.

И если для политической элиты Тегерана по-прежнему актуально определение, данное им Хомейни, «мои милые скорпионы в банке», то для иранского разведывательного сообщества оно актуально не на сто, а на все триста процентов.

Для сдерживания этой междуведомственной грызни в канцелярии верховного лидера была даже создана особая структура – так называемое 101-е управление, но, судя по всему, оно явно не справляется с возложенными на него задачами. В результате «разброд и шатание», война всех против всех – словом, все что угодно, кроме эффективного разведывательного и контрразведывательного обеспечения.

Ко всем этим системным проблемам иранского разведывательного сообщества с недавних пор добавилась еще одна – стремительно снижающееся к нему доверие со стороны населения. Согласно закрытому докладу КСИР от 2022 года, оно составляет 7-8 процентов населения. Что автоматически создает трудности в агентурной и оперативной деятельности и, более того, облегчает работу иностранных разведок, в первую очередь, разумеется, израильской, на иранской территории, что она постоянно и демонстрирует.

Иранская разведка, когда-то имевшая неплохие шансы выйти из «второй лиги» разведслужб в более высокую, сейчас эти возможности утратила, полностью проиграв израильтянам в тайной войне, не прекращающейся ни на один день. Она еще способна на какие-то успехи, но слабеет с каждым днем. И окончательный переход ее в состояние аутсайдера не за горами.