Еще в августе прошлого года, когда распространилось мнение, что администрация президента США Джо Байдена упустила возможность закупить нефть для пополнения стратегических запасов по низким ценам, предполагалось, что выход еще будет найден. Но если летом затруднительное положение объяснялось политикой стран ОПЕК+, сокративших добычу для поддержания цен, то сегодня ситуация осложнилась еще больше…

Да, если в начале 2023 года цены на нефть опустились до уровня 60 долларов за баррель, а к лету поднялись до 80 долларов, то сегодня они превысили 90 долларов за бочку. Страны ОПЕК+ по-прежнему не могут допустить падение цен до низких отметок, поскольку это болезненно ударит по их бюджетам. И, как следствие, предложения нефти в мире сокращаются, спрос, соответственно, увеличивается, а цены - растут. Ну, а если добавить крайне напряженную ситуацию на Ближнем Востоке и в акватории Красного моря, то о низких ценах на нефть, похоже, придется надолго забыть.
Тем временем стратегические резервы нефти в США продолжают оставаться на предельно низком уровне. Кризис, связанный с пандемией коронавируса, вынудил президента Байдена объявить в январе 2022 года о высвобождении из стратегического резерва 180 миллионов баррелей нефти, чтобы сбить внутренние цены на бензин. За что президент США подвергся резкой критике политических оппонентов, обвинивших его за опустошение без экстренной необходимости национальных нефтяных резервов.
Правда, в прошлом году Байден принял решение вновь пополнить стратегические запасы, и в ночь на 16 мая Министерство энергетики США даже сообщило, что закупит для этой цели до 3 миллионов баррелей, но по более низкой цене, чем среднее значение продаж в 2022 году, колебавшееся на уровне 95 долларов за баррель. В результате правительство приобрело у местных поставщиков 3 миллиона баррелей нефти по средней цене 72 доллара за баррель, тогда как в 2022 году власти США продавали ее на рынке в среднем по 95 долларов за бочку. Всего же в 2023 году Байден планировал докупить около 12 миллионов баррелей.

И тем не менее сегодня стратегический резерв нефти в США находится на самом низком уровне за последние 40 лет, составляя около 350 миллионов баррелей, хотя в начале 2022 года запасы равнялись примерно 600 млн. По мнению экспертов, при таких темпах Соединенным Штатам понадобится семь лет, чтобы восполнить стратегический резерв недостающими 256 млн баррелей.
Причина заключается в том, что раньше США закупали нефть для резервов по цене в среднем 29 долларов за баррель. Прижимистость администрации США, стремящей закупать нефть по более низким ценам, сохраняется по сей день. И чем быстрее администрация Байдена подавит в себе эту скаредность, тем раньше она согласится на покупку нефти по ценам выше 80 долларов. Поскольку цен ниже 70 долларов в обозримом будущем может и не быть.
А время не ждет
Приближается летний сезон, когда в США традиционно резко возрастает потребность в топливе для автомобилей. А ситуация на глобальном нефтяном рынке обещает лишь дополнительные сложности, что, естественно, может повлиять и на американский рынок. А возможный рост цен на топливо – далеко не лучший подарок Байдену накануне президентских выборов – за дорогой бензин он может поплатиться голосами избирателей.
Тем более что президента США уже сегодня обвиняют в том, что его администрация всего за год истратила 40 процентов национальных запасов нефти. Даже Ассоциация нефтегазовой промышленности США назвала нынешний низкий уровень запасов «угрозой национальной безопасности». Она считает, что пополнять стратегические резервы придется тяжелой нефтью в то время, как на территории США в основном добывают легкую, малосернистую нефть.
А потому топливо в США придется ввозить из-за рубежа.

Тем временем нефтяной рынок уверенно и последовательно идет вверх. Цены на нефть растут как на геополитическом факторе (обострение на Ближнем Востоке, к примеру), так и на макроэкономическом ожидании снижения ставки ФРС и относительно сильных данных по экономике Китая.
Баррель нефти Brent уже вырос в цене выше 90 долларов, и это не предел. Последнее заседание мониторингового комитета ОПЕК+ завершилось без рекомендаций. Значит, квоты на производство нефти для основных стран-участниц сохранятся без изменений.
Так что их вряд ли следует ожидать. Глобальный рынок нефти выглядит сбалансированным, если оценивать его исходя из параметров спроса и предложения. Что же касается локальной напряженности на Ближнем Востоке, то она, похоже, стала деталью повседневности: транспортные компании выстраивают маршруты поставок в обход Красного моря, что сказывается на ценах энергоносителей, а рынки капитала закладывают в стоимость нефти риск недопоставок сырья из региона.

Положительными выглядят и данные по деловой активности в экономике Китая - крупнейшего мирового импортера нефти. Рост цен на нефть будет способствовать удорожанию бензина там, где эти аспекты связаны между собой.
Например, в США стоимость топлива в значительной степени определяется нефтяными котировками. Иногда властям приходится даже выбрасывать на рынок нефть из стратегических резервов, чтобы снизить цены на заправках.
Не исключено, что перед выборами администрации Байдена вновь придется сделать нечто подобное. А вот о том, что будет в США со стратегическими резервами нефти, Байдену следует всерьез задуматься уже сегодня.
Увы, нефть явно не в ладах с ветераном американской политики, который на протяжении всего президентского срока так и не смог ее приручить…