39 миллиардов долларов Джаника и Замиры останутся в Лондоне? размышления публициста

Расим Агаев

Откуда деньги, миссис? Этот вопрос британского правосудия пока что обращен лишь к одному из  азербайджанских клиентов крупнейшего Хэрродс. Сколько их всего, известно только соответствующим анлийским службам. Имя вкладчика вмиг сделало его обладателя известным от Ла-Манша до каспийских брегов - Замира Гаджиева.

Муж и жена – одна сатана

Если правы близко знающие ее люди, что помимо внешней привлекательности и любви к роскоши Замира ханум всегда стремилась быть в центре внимания, то надо будет признать, что это ее желание наконец-то реализовано с лихвой. Хотя отметим без всякого злорадства, что печальный финал жизненных устремлений миссис Замиры в известной мере закономерен. И есть в нем нечто типическое для нового формирующегося класса – класса азербайджанских богатеев.

Замира пока еще с браслетом от британского правосудия

Так сколько же наворовала эта супружеская пара (я чуть было не написал – ОПГ - организованная преступная группировка) за годы пребывания Дж.Гаджиева, супруга миссис Замиры, на единственном такого рода посту родной республики – главы МБА? Точную цифру может сказать только Дж.Гаджиев, он же Джаник, но он никогда этого не сделает. И не потому то, что молчание в данном случае воистину дороже золота и к тому же оно может облегчить участь экс-банкира. Просто это невозможно сделать практически.

Если б состояние вполне симпатичных супругов складывалось из зарплаты и общепринятых банковских выплат, то рядовому бухгалтеру ничего не стоило бы вывести точную цифру их заработка. Все дело в том, что еще когда Дж.Гаджиев сидел в своем повидавшем много всякого кабинете в старом здании МБА, что неподалеку от хорошо знакомой каждому бакинцу азербайджанской оперетты, знатоки банковского дела, точнее, банковских афер, помнится, подсчитывали, сколько дней «прокручивает» Джаник одному ему известными путями весь наличный бюджет МБА. Эксперты  сейчас утверждают, что в общей сложности из Межбанка Азербайджана исчезло около 15 миллиардов манатов.  Как это удалось Джанику? Очень просто: миллионные суммы он с регулярностью метронома выдавал под сомнительные проекты, ничуть не заботясь об их возвращении. Джаник распоряжался государственными средствами как своими собственными. Разобраться в точности, куда ушли миллионы валютных средств, не представляется возможным. Можно только догадываться, во сколько обошлось азербайджанскому государству спасение собственного Международного банка – Джаник фактически довел его до банкротства. И сейчас вам никто не скажет точную цифру этой аферы века в Баку. Эксперты говорят о примерно 15 миллиардах манатов.

И это только один способ криминального обогащения, а в арсенале нашего героя их было не один и не два. Но это уже, как говорится, секрет фирмы. Одно это лучше всяких дозновательных операций свидетельствует, откуда брались деньги на собственный самолет супруги, ее непрерывные перелеты, скупку недвижимости, бесчисленные хождения по элитному лондонскому универмагу Хэрродс.

Джаник сидит на бакинских нарах

Каждый, кто так или иначе соприкасается с историей З.Гаджиевой, задается вопросом: ведь, помимо прочего, для такого образа жизни надо обладать недюжинной смелостью, особым характером, а может, мы чего-то не понимаем и перед нами типичный пример вседозволенности? Во всяком случае вопрос: «Откуда взялась такая уверенность в собственной неприкосновенности?» заслуживает отдельного рассмотрения и может пролить дополнительный свет на многие особенности современного азербайджанского бытия.

Ирония судьбы, или Как стать министром

Помнится, еще совсем недавно, как только в президентском дворце, бывшем здании ЦК Компартии Азербайджана вновь появился Гейдар Алиев, притихли и словно бы испарились крутые ребята неизвестно как набившие карманы долларами: кто подался во всепоглощающую Москву, кто в ставшую родной и близкой Турцию. Кое-кому не повезло. И больше всех Салиму Муслимову – самому крутому, набирающему ракетную скорость в карьерном маршруте деятелю нового типа. По меткому выражению одного из его бывших подчиненных, он оказался тут же выдворенным туда, где ему место едва ли не с самого дня рождения - в Баиловскую тюрьму. Оттуда он выбрался одному ему известным способом, чтобы стать…  министром соцобеспечения. Чтобы вскорости восседать в том самом кабинете, в котором когда-то сиживала Зулейха Сеидмамедова, первая азербайджанка-летчица, прославленная участница Великой Отечественной!

это Зулейха Сеидмамедова
а это Салим Муслимов

Такова, увы, ирония судьбы… На моей памяти деятельность экс-министра единственный, но не думаю, что неповторимый пример карьерного ловкачества. Кстати, недавно непотопляемый Муслимов вновь подал голос. На вопрос журналиста, каким образом экс-министру удалось то, что и не снилось его многочисленным предшественникам – построить с десяток особняков на своей родине в Ахсу и за его пределами, он ответил, как и положено человеку его ранга и достоинств: «А я построю еще с десяток!».

"Откуда такая смелость?", - спросит читатель. А все оттуда – от безнаказанности. Он знает, он уверен, что вопрос журналиста никогда не задаст ему следователь. Теперь, расставшись с министерством, он занялся преподавательской деятельностью в одном из университетов Баку. Как никак он уже доктор наук! И как только он все успевает: и министерством поруководить, и персональные дома построить, и науку отечественную двигать?! В связи с этим эпизодом из жизни экс-министра возникает другой актуальный вопрос: «А может, есть смысл и Азербайджану вернуться к опыту Великобритании, где обзавелась виллами и особняками не только одна миссис-ханум Замира?» Для информации: c 1 января текущего года в Великобритании вступил в силу закон "Об уголовных финансах", значительно облегчивший правоохранителям этой страны процесс конфискации имущества, происхождение которого не объяснено (unexplained wealth orders, UWO). Затем вступил в силу закон "Ордер на имущество невыясненного происхождения".

Одним словом, так британские правоохранители получили возможность приступить к расследованиям в случаях подозрения, что какие-то активы стоимостью от 50 тыс. фунтов стерлингов и выше были приобретены "политически значимыми лицами" (PEP - politically exposed person) на средства из подозрительных источников".

Чувствую и даже вижу, как вопрошает читатель: «Возможно ли такое в наше время? Решится ли на такой беспримерный подвиг азербайджанское правосудие?» Если честно, то и я сильно сомневаюсь в таком исходе дела миссис Замиры.

Другое дело - Лондон

Скандальное дело богатой азербайджанки кочует по страницам английских газет, одно за другим появляются заявление Офиса по борьбе с организованной преступностью Великобритании о том, что З.Гаджиева приобрела недвижимость в Лондоне за счет средств, выведенных ее мужем из Международного банка Азербайджана, подробно описывается, как она отоварилась в лондонском универмаге Хэрродс на общую сумму 16 миллионов фунтов стерлингов, как приобрела крупный бриллиант стоимостью 150 тысяч фунтов стерлингов, ну и так далее…

…И под занавес - сообщение: cуд вынес решение об аресте элитного особняка З.Гаджиевой в Лондоне стоимостью под 30 миллионов долларов.

Замира Гаджиева подала апелляцию на судебное решение об изъятии у нее собственности, но проиграла дело.

Азербайджанская же пресса припоминает, что в свое время Дж.Гаджиев, супруг миссис Замиры, являлся не только главой крупнейшего азербайджанского банка, но и контролировал нефтяную компанию Bahar Energy, а также крупнейшую компанию в строительном сегменте "Азиншаат". Кроме того, он вкладывал средства в крупные строительные проекты в Москве (у него был общий бизнес с чеченцами), сделал инвестиции в металлургические проекты в Фуджейре.

Банковская сфера притихла в ожидании очередной бури, которую обещает возвращение миссис Замиры на родину. Тюрьма может лишить государственного и общественного положения, но не капиталов, особенно такого ловкого дельца, каким является Дж.Гаджиев, считают многие банковские работники, наделенные, помимо прочего, развитым чувством корпоративности.

Не припоминается ничего подобного. Лондон, можно быть уверенным, сдержит свое слово. Как и в том, что 39 млрд долларов Гаджиевых останутся в Англии. А вот как поступит азербайджанское правосудие? Поживем – увидим. Тогда-то, читатель, я и сяду за продолжение этой удивительной истории.