Туркменбаши пошел на силовиков: туркмены уходят к талибам наши подробности

Захра Новрузова, специально для haqqin.az

Президент Гурбангулы Бердымухамедов уволил генерал-майора Яйлыма Бердиева с поста министра национальной безопасности (МНБ) Туркменистана. В указе президента лаконично значится «в связи с переходом на другую работу». Гнев Аркадага (Покровителя - титул Бердымухамедова) был вызван неудовлетворительной работой силовиков, коррупцией в ведомстве и бесконечными прорывами границы с Афганистаном боевиков запрещенной организации «Исламское государство», как раз на стыке трубопроводных систем проекта газопровода TAPI (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия).

Туркменские силовики, похоже, потеряли доверие президента. После Бердиева на очереди министр обороны Бегенч Гундогдыев. Пока он отделался выговором. По данным информированного источника радио «Азатлык», силовой блок ждет небывалая чистка.

В начале нынешнего года на заседании Совета безопасности президент Бердымухамедов высказал недовольство работой силовиков, объявив главе МНБ Яйлыму Бердиеву строгий выговор с последним предупреждением  «за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и допущенные недостатки в работе». Бердиев был понижен в звании с генерал-полковника до генерал-майора и выведен из состава Совбеза. Аналогичный выговор получил и министр обороны Туркменистана Бегенч Гундогдыев. Президент распорядился проверить их финансовое состояние.

Началось расследование. Ресурс «Хроника Туркменистана» сообщил, что на данный момент выявлено более 20 серьезных нарушений закона со стороны Бердиева. В частности, главе государства стало известно, что все больше туркменских граждан уходят к боевикам и воюют на стороне террористических организаций в горячих точках. Так, в конце прошлого года афганские силовики сообщили, что задержали на территории своей страны нескольких граждан Туркменистана, воевавших на стороне антиправительственных сил. Афганцы проинформировали об этом руководителя МНБ Туркменистана Бердиева, на что он ответил, что это ошибка и туркменских граждан в рядах боевиков быть не может.

Однако афганская сторона настаивала на своем и прислала документы задержанных и их показания. Это обращение осталось без ответа. И тогда все эти данные были переданы напрямую президенту Бердымухамедову.

Это переполнило чашу терпения президента, и без того раздраженного тем, что силовики не могут вернуть покой в приграничье. Вооруженные боевики все чаще стали появляться в районе Кушки -  ныне Серхетабадский район Марыйской области. Места эти малонаселенные, в основном там пастбища. По ночам, как рассказывают чабаны, с афганской территории доносятся звуки перестрелок. Там лагеря боевиков, которых правительственные формирования вытеснили к границе. Среди них есть и граждане Туркменистана, которые устав воевать, пытаются тайно вернуться домой. Пограничники серхетабской заставы велели местным жителям и чабанам сообщать, если они увидят подозрительных и незнакомых людей.

За последнюю пару лет туркменские рубежи неоднократно испытывались на прочность. Туркменистан, для сравнения - по площади равный всему Кавказу, является наиболее уязвимым звеном в системе безопасности Евразии. На туркменском 750-километровом участке нет таких естественных препятствий, как река Пяндж в Таджикистане или горы Памира. Наиболее уязвимые участки границы в зоне ответственности Тахтабазарского, Керкинского и Серхетабатского погранотрядов. Полноценно защитить туркменскую территорию мешает нейтральный статус республики. Из-за гипотетических рисков войны Ашхабад не желает поступиться своим нейтралитетом, хотя помощь в укреплении границы постоянно предлагает Россия. Впрочем, по другим неподтвержденным данным российские специалисты уже помогают туркменским коллегам.

Последний серьезный инцидент произошел в марте прошлого года, когда талибы загнали сотни афганских правительственных солдат на территорию Туркменистана. Туркменские пограничники задержали их и на следующий день передали их… Талибану.

По словам туркменских военных, за последние полтора года было около 10 попыток прорыва границы, но все они были пресечены совместными действиями погранвойск и групп спецназа МНБ и МВД. Власти эту информацию никак не комментируют, но и не опровергают. Доказательством напряженной обстановки в приграничье могут, наверное, служить незапланированные военные учения в приграничной зоне и частичная мобилизация резервистов, а также новые требования к солдатам-срочникам и офицерам-пограничникам, находящимся в отпуске, - дважды в день (в 10.00 и в 18.00) они обязаны регистрироваться в ближайшем к месту жительства военкомате или комендатуре. За невыполнения распоряжения грозит серьезное наказание.

О возможных попытках прорыва афгано-туркменской границы говорилось неоднократно. В частности, 18 декабря 2019 года секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев заявил, что боевики ИГ укрепляют свои позиции на севере Афганистана и готовятся к вторжению в Центральную Азию через Туркменистан и Таджикистан. После этого из Ашхабада стали поступать сообщения об усилении контроля границы, а также о возобновлении совместной подготовки туркменских военных с военнослужащими РФ. Плюс регулярные туркменско-российские консультации по вопросам безопасности, последняя из которых прошла 4 февраля 2020 года в Ашхабаде на уровне заместителей министров иностранных дел.

По словам туркменского эксперта Сердара Айтакова, вооруженные силы Туркменистана вполне боеспособны – уж справиться с проблемами в приграничье они могут самостоятельно. «Власти приложили немалые усилия для обучения и оснащения антитеррористических подразделений. По ряду данных, в подготовке и переподготовке кадров очень помогла Россия. Сотрудничество продолжается – идет постоянный обмен разведывательной информацией», – сказал haqqin.az Айтаков. При этом эксперт признал, что принятых мер недостаточно для безопасного строительства газопровода TAPI на территории Афганистана, но «эти меры могут предотвратить какие-то теракты против газовой инфраструктуры на территории самого Туркменистана».

С другой стороны, в экспертных кругах некоторые активизацию боевиков в приграничье связывают именно с началом работ по строительству TAPI. В январе 2020 года было подписано соглашение с Саудовским фондом развития для получения кредита на финансирование TAPI. Тогда же в Туркменистан доставили первые трубы. Проект TAPI будет представлен в Дубае на международном роуд-шоу «Нефть и газ Туркменистана» для привлечения инвестиций. И вот на таком фоне участились сообщения о появлении неопознанных боевиков на территории Туркменистана, как раз там, где газопровод должен пересечь границу Туркменистана и Афганистана.

В этой местности проживают туркменские племена. Ашхабад старается сохранить добрые отношения с туркменами Афганистана – им поставляют продукты питания, медикаменты, медоборудования, строительные материалы, сжиженный газ. Так покупается лояльность. Но она не убережет туркменскую территорию от риска стать ареной столкновения различных сил.