Страны Центральной Азии помирились, договорились и все решили без Москвы наша корреспонденция, все еще актуально
В Ташкенте состоялся второй раунд узбекско-кыргызских консультаций по вопросам безопасности. Их провели секретарь СБ при президенте Узбекистана Виктор Махмудов и секретарь СБ Кыргызстана Марат Иманкулов.
В нынешнем году произошло событие крайне важное как для Ташкента, так и Бишкека. На протяжении 1314 километров узбекско-кыргызской границы теперь не осталось спорных участков. Все процедуры делимитации завершены и взаимно согласованы. Кроме того, решен также до недавнего времени острый вопрос о совместном управлении водными ресурсами Кемпирабадского водохранилища. Самое время двигаться дальше в вопросах укрепления взаимной безопасности. И оба государства стараются это делать, прекрасно обходясь без Москвы и ОДКБ.

Обратим внимание на повестку второго раунда узбекско-кыргызских консультаций по вопросам безопасности. «Обсуждались совместные меры в области обеспечения региональной безопасности, противодействия терроризму, экстремизму, наркотрафику и другим формам транснациональной организованной преступности, текущее состояние и перспективные направления сотрудничества в военной и военно-технической сферах, взаимодействие в области предотвращения и оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характеров на приграничных территориях».
Если бы говорили не о диалоге Ташкента и Бишкека, то вполне можно было бы подумать, что речь шла о каком-то заседании ОДКБ. Тем более с таким составом участников. Так, от Кыргызстана присутствовали заместители министров внутренних дел и чрезвычайных ситуаций, начальник Генерального штаба ВС КР, заместитель председателя ГКНБ. Такую делегацию не стыдно и на важный саммит ОДКБ отправить, весьма внушительно выйдет.

На всех уровнях, в комментариях к любым вопросам Бишкек постоянно подчеркивает, как он уважает Организацию Договора о коллективной безопасности. Ташкент, правда, предпочитает нейтральные формулировки. Но что в первом, что во втором случае итог один – принципиальные вопросы безопасности в Центральной Азии начинают решать самостоятельно, без ОДКБ. Узбекско-кыргызские консультации по вопросам безопасности в этом вопросе – первая ласточка. А впереди стоит ожидать таких целую стаю.
В Москве по этому поводу пока не выражают никакой озабоченности. Вероятнее всего, потому как еще не успели оценить то, что в реальности происходит. К тому же Кремлю сейчас не до этого, есть масса более важных дел. Плюс все еще сохраняется мало чем подкрепленное убеждение о том, что в Центральной Азии у России остается более чем достаточно рычагов для сохранения военно-политического влияния.
А государства региона - члены ОДКБ не спешат Москву в этом разубеждать. Хотя если пристально присмотреться, то тут, то там происходят внешне незаметные события, мало что значащие по отдельности, но в сумме представляющие собой вполне оформившуюся тенденцию: наиболее острые вопросы двусторонней и региональной безопасности государства Центральной Азии теперь стараются решать без обращений к Москве.

С одной стороны, вполне логично говорить о том, что в настоящее время в регионе, собственно, и нет проблем, для решения которых требовалось бы привлекать ресурсы ОДКБ. С другой стороны, ведь нет никаких гарантий, что к моменту, когда такая ситуация может возникнуть, в Центральной Азии не будет отстроена собственная архитектура безопасности, позволяющая адекватно оценивать и эффективно отвечать на местные же вызовы.
Приход в Афганистане к власти талибов – яркое тому подтверждение. Как ни пытаются власти Таджикистана убедить других, что нынешний режим в Кабуле – угроза всему региону, его соседи не спешат в это верить и принимать какие-то меры по мобилизации для отражения этой якобы угрозы. Более того, Ташкент и Ашхабад вполне конструктивно работают с талибами, убеждая остальной мир, что такая политика и есть самый актуальный подход на сегодняшний день.
Все очевиднее, что как военно-политический блок ОДКБ в ее нынешнем виде изжил себя. Нет, он еще подает признаки жизни. Но модели обновления в нем не предусмотрено. А значит, неизбежно вскоре наступит момент, когда он попросту перестанет интересовать центральноазиатские государства. У которых, к тому же, уже есть сценарии того, как можно без ОДКБ обойтись.