Вот что такое нищета в стране наступает новая весна

Джемаль Бустани, автор haqqin.az

Широкий резонанс в Египте вызвало объявление, которое опубликовала одна из местных компаний, специализирующихся на оказании услуги «оплата в рассрочку». Компания предложила приобрести в рассрочку кунафу – арабский пирог, который пользуется большим спросом в месяц Рамадан.

Для бедных в Египте поездка на рынок теперь тяжелое испытание: сумка с покупками все легче, денег в кошельке все меньше. Куриные яйца становятся предметом роскоши, о мясе вообще нужно забыть – слишком мало клиентов могут позволить себе такую дорогую покупку. А мясники думают, не пора ли им закрывать свою лавку – прибыль ведь все равно одни слезы.

Для бедных в Египте поездка на рынок теперь тяжелое испытание: сумка с покупками все легче, денег в кошельке все меньше

Египетскому среднему классу если и легче, то совсем ненамного. Практически каждый день приходится выбирать, какой счет оплатить – за школу детей, за топливо для автомобиля или за продукты. Доходы стремительно падают – и конца этому не видно.

Поэтому кунафа в рассрочку – это не издевательство, а суровая реальность, пусть для многих и унизительно обидная. «В этом году мы предлагаем новинку – кунафу с личи и клубникой. Закажите сейчас, а оплатить сможете в течение 3 месяцев без процентов, комиссий за покупку или первоначального взноса. Чтобы доставка осуществилась в первый день Рамадана, заказ следует сделать не позднее 21 марта», - говорится в объявлении, которое с полным основанием можно считать диагнозом египетской экономики и объективной оценкой мегапроектов президента-фельдмаршала ас-Сиси.

Египетский фунт оказался в этом году худшей валютой в мире. Растущие процентные ставки тормозят частный бизнес. Госсектору, основному драйверу недавнего роста, приказано сократить расходы. Вчерашние внешние инвесторы отзывают деньги назад, вчерашние доноры отказывают в помощи: «Хватит кормить некомпетентные и коррумпированные власти». Но вряд ли египтянам от этого станет легче.

Кунафа в рассрочку – это не издевательство, а суровая реальность Египта, пусть для многих и унизительно обидная

Полное банкротство Египта пока еще маловероятно, но уже не невозможно. А недовольство населения – свершившаяся реальность. В 2016 году национальная черта бедности была зафиксирована на уровне, эквивалентном 55 долларам в месяц. Сегодня это 29 долларов. Остается напомнить, что Хосни Мубарака египтяне пошли свергать при 25 долларах ежемесячного дохода на человека. Ас-Сиси осталось всего 4 доллара?

Власть, редкий случай, все понимает. Власть крайне встревожена. Власть готова мириться со вчерашними внешнеполитическими противниками, с Турцией и Катаром, Каир готов предоставить Китаю самые благоприятные условия для ведения бизнеса, египетские чиновники жалобно и униженно просяще смотрят в сторону Саудовской Аравии и Эмиратов – лишь бы помогли деньгами, которые нужны прямо сейчас.

Но если смотреть в комплексе, то действия египетских властей больше напоминают судорожные движения бьющегося в лихорадке, чем осмысленную политику. Продажа вида на жительство в обмен на инвестиции в размере 250 тысяч долларов или бессрочных виз всего за 700 – это не меры по преодолению кризиса, это жесты отчаяния.

Полное банкротство Египта пока еще маловероятно, но уже не невозможно. А недовольство населения – свершившаяся реальность

Единственный реальный способ выйти из него – лишить египетских военных тех льгот, которыми они обладают в своей империи, занимающей, по самым скромным подсчетам, более 40% египетской экономики, и охватывает все – от выпечки хлеба и производства макарон до производства цемента и телекоммуникаций.

Они не платят налоги и таможенные сборы, пользуются преференциями при распределении тендеров и оформлении земельных участков. А еще в любой момент могут отправить в тюрьму любого из своих конкурентов, как это произошло с основателем и владельцем крупной продовольственной компании Juhayna, который был заключен в тюрьму на два года без предъявления каких-либо обвинений. А вся его вина заключалась в том, что отказал египетской армии в передаче ей контрольного пакета акций.

Единственный реальный способ выйти из кризиса – лишить египетских военных тех льгот, которыми они обладают в своей империи, занимающей, по самым скромным подсчетам, более 40% египетской экономики

Да, 21 января его все-таки освободили, но те, кому надо в Египте, намек услышали и поняли: «Нет иной силы в Египте, кроме армии, и президент ас-Сиси – гарант такого положения дел». После этого совершенно понятно, что когда власти заявили о том, что готовы продать доли в компаниях, принадлежащих армии, таких как Wataniya, которая управляет автозаправочными станциями, и Safi, компания по производству бутилированной воды, ни египетские бизнесмены, ни иностранные инвесторы отчего-то в очередь на покупку не выстроились. Потому как, случись что, защитить их вложения и их самих от «человека с ружьем» никто не кинется. Включая президента, у которого не хватит ни возможностей, ни политической воли пойти против вчерашних сослуживцев, которые в 2013-м привели его к власти и уже более десяти лет с немалой выгодой для себя пристально следят за тем, чтобы она не пошатнулась.

А до экономического шторма над Египтом остается всего 4 доллара. Причем если он разразится, проблемы будут во всем регионе. Финансовое падение Каира вызовет эффект домино, который затронет всех серьезных игроков в Северной Африке и на Ближнем Востоке, и не только в экономике, но и в геополитике.