Япония готовится к войне с Россией и Китаем
Парламент Японии принимает бюджет с рекордными расходами на оборону: 6,8 триллиона иен, что составляет около 51,8 миллиарда долларов. Через пять лет оборонный бюджет страны станет третьим в мире после США и Китая.
Еще десять лет назад в стратегии национальной безопасности Японии Россия позиционировалась как партнер, с которым надо развивать взаимовыгодные отношения с целью обеспечения стабильности в регионе. Сейчас в новой редакции этого документа она рассматривается как «вызывающий беспокойство» фактор. Что называется – почувствуйте разницу.
Однако было бы несправедливо списывать все на войну в Украине, хотя эти действия Москвы, которые в Токио с первых дней считают нарушением международного порядка, они лишь ускорили ползучую ремилитаризацию Японии, которая в той или иной форме продолжается уже более тридцати лет.
Долгое время в Японии считали, что в американо-японском союзе, играющем важную роль в формировании повестки безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Токио отведена роль щита, а США – это копье. Но экономическое могущество страны неизбежно требует и наращивания ее военно-политического потенциала, а потому сейчас в правящих японских элитах считают, что Япония должна вернуться в ряды великих держав не только размерами экономики, но и военной мощью.
Мощное ускорение этому процессу придал второй срок премьерства Синдо Абэ с 2012 по 2020 годы. И хотя ему не удалось пересмотреть Конституцию Японии в сторону ее милитаризации и расширения возможностей японских сил самообороны на международной арене – но сделано на этом пути было немало. В нынешней стратегии национальной обороны предусмотрено увеличение военного бюджета Японии с нынешних 1,24% ВВП до стандартов НАТО, то есть 2%.
Кроме того, там сказано, что Токио оставляет за собой право на нанесение контрударов по территории противника в случае угрозы собственным рубежам. А в 2021 году нынешний премьер Фумио Кисида, верный последователь курса Абэ в военной сфере, заявлял, что Япония может в будущем прибегнуть к стратегии превентивных ударов по военным базам оппонентов. От показного миролюбия японская политическая риторика отвернулась на 180 градусов, полностью отринув статус, навязанный ей после разгрома во Второй мировой войне.
Японский флот, все еще стыдливо именуемый «морскими силами самообороны Японии», сегодня занимает четвертое место в мире со всеми шансами в обозримом будущем вытеснить с третьего ВМФ России, уже уступающий японцам по ряду важнейших аспектов. При этом если считать силы именно на Тихом океане, то Токио обладает существенным превосходством на море над Россией уже в течение многих лет.
Япония строит свои подводные лодки, которые считаются наиболее тихими в мире. Противоракетная оборона обеспечена четырьмя эсминцами, на которых стоят американские системы «Иджис». Япония построила два вертолетоносца, а потом переоборудовала их, по сути, в легкие авианосцы, которые будут вооружены американскими истребителями Ф-35Б, и так далее. То есть это уже не флот самообороны, а флот, который в случае необходимости может выполнять и серьезные наступательные задачи.
То же самое касается и сухопутных сил самообороны, прекрасно оснащенных новейшими образцами вооружений, большинство из которых произведено в самой Японии. И Синдзо Абэ сумел продавить в парламенте закон о том, что вопреки бывшему раньше, эти сухопутные силы могут использоваться в зарубежных операциях. Как самостоятельно, так и в составе многонациональных сил, того же QUAD, объединяющего США, Индию, Австралию и Японию.
А на вооружение этих «сил самообороны» в ближайшее время поступят американские крылатые ракеты Tomahawk, на закупку которых в японском бюджете выделено около 1,6 миллиарда долларов. И гиперзвуковые ракеты «Тип-12», которые после модернизации смогут поражать цели на расстоянии около тысячи километров, то есть оставляя Японию вне зоны досягаемости для ответного удара.
В Токио сегодня рассуждают так: «Смотрите, как ведет себя режим в России. Нет никаких гарантий, что другой режим в Китае не поведет себя так же и не нападет на спорный архипелаг Сенкаку в Восточно-Китайском море, который находится под нашим контролем. Поэтому наш щит нужно сменить на копье и как можно быстрее». Что в Токио и делают просто рекордными для политики темпами.
А копье – штука такая. У кого оно есть, тот постоянно испытывает соблазн его опробовать. Что вполне в духе самураев, который сейчас активно возрождается в японской правящей элите под аплодисменты кайрэцу, огромных финансовых конгломератов, истинных хозяев Японии, являющихся владельцами военно-промышленного комплекса страны.