Зачем министр обороны Китая прилетел в Москву? главный вопрос, все еще актуально
Владимир Путин в Кремле провел встречу с членом Государственного совета КНР, министром обороны Китайской Народной Республики Ли Шанфу, назначенным на этот пост в марте нынешнего года.
В медийном пространстве, вероятнее всего, стоит ожидать нового всплеска разговоров о военной помощи, которую Китай вот-вот, буквально со дня на день начнет оказывать своему северному соседу. Так уж повелось у пропагандистов с начала российской агрессии в Украину – как только разговор заходит о Китае, так сразу всплывает тема военных поставок Пекина Москве.

Хотя ни одного убедительного доказательства этого за все время так представлено и не было. Но стереотип - он на то и стереотип, что в голову пропагандистам заложен - оглоблей не выбить, так и будут твердить свое, совершенно не заморачиваясь хоть какими-то доказательствами.
Тем более что и сам начальник китайского военного ведомства в 2018 году, занимая пост руководителя департамента развития оборудования китайской армии, попал под санкции США как раз за закупки зенитно-ракетных комплексов С-400 и истребителей Су-35.
Но достаточно внимательно вчитаться в слова, которые он произнес в самом начале встречи с российским президентом, как сразу становится понятно, что не о военных поставках Москве он приехал разговаривать. «У нас очень крепкие отношения, они превосходят военно-политические союзы времен холодной войны, строятся на принципах неприсоединения, непротивоборства третьей стороне, и они очень устойчивы».
Другими словами, все у нас прекрасно и местами даже отлично, дорогие российские друзья, но Пекин не собирается вмешиваться в ваши конфликты с третьей стороной, разбирайтесь с ними сами, без нас. Совершенно классическая китайская позиция во взаимоотношениях с Кремлем, от которой Пекин не отступал ни на шаг долгие годы, и не собирается отступать сейчас.

Сверхзадачей Си Цзиньпина и китайского руководства в настоящее время является внесение раскола между Европой и США в вопросах их отношения к Китаю и торгово-экономических связей с ним, что было наглядно продемонстрировано во время визита Эммануэля Макрона в Пекин. И в свете этой сверхзадачи у Китая нет никаких оснований оказывать поддержку Москве в ее действиях, которые Европа практически единодушно воспринимает негативно и рассматривает как угрозу для себя. Это как при стрижке кошки – визгу много, а шерсти мало, что для прагматичных китайцев совершенно неприемлемо.
Китай сейчас заботит несколько другой, возможно, неожиданный для многих наблюдателей аспект – военное истощение России на Дальнем Востоке, вызванное переброской оттуда наиболее боеспособных частей в Украину. Что, естественно, ведет к изменению существовавших здесь военных балансов. Япония безоговорочно встала на рельсы милитаризации, наращивая военный бюджет и возможности своих «сил самообороны», превращая их в серьезную военную силу.
И вопрос, против кого это направлено, выглядит совершенно риторическим. Разумеется, против России и Китая. И раз уж в Токио решили сменить «щит на копье», требуется иметь против него защиту. А тут Москва эту защиту ослабляет. Что вызывает в Пекине вполне обоснованное беспокойство. И без того Токио уже обладает существенным превосходством на море над Россией, причем в течение многих лет.
Обсуждать этот вопрос Ли Шанфу и приехал. Сразу же дав понять, что на помощь Китая в военных вопросах Москва рассчитывать не может, но свои обязательства по сохранению военного баланса должна исполнять. Маскируя свою жесткость красивыми, но ничего не значащими на практике словами о «стратегических и крепнущих день ото дня отношениях».