Странный альянс: Эмираты-«Вагнер»-экс-торговец верблюдами
Боевые действия в Судане, продолжающиеся без малого полгода, не показывают никаких признаков ослабления. Отчасти это происходит потому, что в битву включились два тяжеловеса Персидского залива – Эр-Рияд и Абу-Даби.
Дружба Эмиратов с мятежным суданским генералом Мохамедом Хамданом Дагало, он же Хемедти, началась, как утверждают американские разведчики и дипломаты, в 2018 году, когда Абу-Даби щедро заплатили лидеру суданского ополчения за отправку тысяч бойцов на юг Йемена в рамках военной кампании ОАЭ против повстанцев-хуситов.
Но, на мой взгляд, все началось раньше как минимум на два года, когда Хемедти сумел доказать эмиссарам из Эмиратов, что именно он и есть та фигура, которая может помочь им в продвижении в Ливии их ставленника, пророссийского фельдмаршала Халифы Хафтара. Конечно, сейчас плюс-минус два года тесных отношений принципиальной роли не играют, хотя и проливают дополнительный свет на некоторые события тех лет.
Именно тогда же и возник этот странный альянс Эмираты – российская ЧВК «Вагнер» - бывший торговец верблюдами Хемедти, а теперь командующий силами быстрого реагирования Судана, RSF. В основе которого мутные операции вокруг незадекларированного суданского золота, приносящие прибыль всем трем сторонам.
Сравнивая две карты – ту, где в Судане наиболее сильны позиции RSF, и ту, на которой обозначены экономические интересы Эмиратов, сразу в глаза бросается странное совпадение: мегапроект ОАЭ порт Абу-Амама на Красном море стоимостью шесть миллиардов долларов, которые выделила на его реализацию Abu Dhabi Ports Group, и тысячи гектаров богатых сельскохозяйственных угодий вокруг него, эксплуатируемых фондами развития и корпорациями Эмиратов. Они расположены именно в тех районах, которые полностью контролируются RSF.
К этому же добавляется еще одна странность гражданской войны в Судане. Захватив Хартум и Дарфур, воинство Хемедти за последние полгода именно там прочно и окопалось, не предпринимая ни одной сколько-нибудь серьезной попытки захватить хотя бы одну из военно-воздушных сил или пехотных баз правительственных сил в семнадцати из восемнадцати штатов страны. Как сказал бы мастер Угвей из известнейшего мультфильма, такие «случайности не случайны».
Сейчас Хемедти и его RSF – прокси, которые охраняют интересы Эмиратов в Судане. И охраняют качественно, получая за это в полном объеме российское оружие, которое поставляется со складов российского военного контингента в сирийской Латакии, а также с объектов «Вагнер» в ливийском Хадиме. Ну а затем под видом гуманитарной помощи ОАЭ перебрасываются в местечко Амджадрасс, что в Чаде. В номенклатуре поставок – все, что необходимо – от легкого стрелкового оружия, минометов, гранатометов и боеприпасов к ним – до ракет класса «земля воздух».
В Эр-Рияде и сложившийся альянс, и главное, активность Эмиратов в Судане вызывают дикое раздражение – и это еще мягко сказано. Поскольку саудиты тоже имеют интересы в Судане и виды на его природные ресурсы. Причем заранее договорились с Пекином, когда шли переговоры о подписании соглашения о нормализации отношений Эр-Рияда с Тегераном, что не лезут в Южный Судан, недра которого китайцы купили на корню. А КНР, соответственно, гарантирует саудовской династии свободу рук в собственно Судане.
Абу-Даби в таких раскладах – третий лишний, хуже стремящихся туда же турок, поскольку Анкара все-таки пытается согласовать рамки своего присутствия в этой стране. Эмираты же влезли туда, по мнению Эр-Рияда, совершенно бесцеремонно, ни с кем не договариваясь, сделав ставку на полукриминального Хемедти, в то время, как саудиты вели переговоры о расширении своего присутствия с Абдель Фаттахомаль-Бурханом, вполне себе легитимным главой Суверенного совета Судана.
Поэтому игры Абу-Даби в этой стране саудиты воспринимают и как личное оскорбление, и как прямой, с особым цинизмом брошенный вызов саудовскому весу и влиянию в регионе. И вот, честно сказать, совершенно не удивлюсь, что недавние удары украинских дронов-камикадзе по объектам «Вагнер» в Судане были организованы при поддержке саудовской разведки. «Враг моего врага – мой друг», знаете ли…
Гражданская война в Судане стремительно приобретает региональное измерение, уже подойдя к статусу прокси-войны между Саудией и ОАЭ. А это всегда чревато самыми неожиданными поворотами, которые мир не просто не приближают, а активно его отпихивают.