Копи деньги на войну
В 2025 году российский федеральный бюджет потратит по статье «национальная оборона» рекордные 13,2 триллиона рублей, или $142 миллиарда, то есть 6,2% ВВП.
«Для войны требуется только три вещи – деньги, деньги и еще раз деньги», - говорил два века назад один гениальный полководец и великий государственный деятель, знавший толк как в войне, так и в государственном строительстве. Именно в соответствии с этой формулой российские власти и формируют бюджет страны на предстоящие три года.
Получилось у них шикарно – прямые военные расходы составят 6,2% ВВП, вполне себе на уровне стран Африки, так, в Южном Судане это 6,3%. А ведь есть еще и так называемые «секретные» расходы, которые тоже связаны с военной сферой. И прибавляем к этому расходы на силовые структуры. Сложив все это вместе, получаем что-то около 9% ВВП, или 40-45% бюджета, которые уйдут «на пушки».
Напомню, что военный бюджет СССР в 1990 году составлял 10,3% ВВП. Ну а чем это все закончилось – напоминать не надо. Как и о том, что по размерам экономики, территории и населения РФ – совсем не СССР.
Вопрос «откуда деньги?» в данной ситуации лучше не задавать – деньги есть. Серьезно сократятся ассигнования на социальные нужды, включая образование, здравоохранение, науку и поддержку инфраструктуры жизнеобеспечения. Под нож пойдет большинство социальных программ и дотации регионам – пусть все затягивают пояса, ведь «все для фронта, все для победы». Вырастут прямые и косвенные налоги, повысятся акцизы и вот это все.
Разумеется, это приведет к росту цен буквально на все, начиная от продовольствия, и, как следствие, к резкому падению благосостояния населения. Но в российских верхах это мало кого беспокоит. Во-первых, как говорится, «нечего морду баловать», можно вместо полноценной еды перейти на эрзацы, пореже покупать одежду и обувь, не менять бытовую технику и отказаться от автомобилей.
Во-вторых, пронырливые российские статисты в любой момент нарисуют красивую бумажку, согласно которой заработные платы «дорогих россиян» неуклонно растут, да так, что они уже и икру не покупают, заелись. А провластные социологи опубликуют опросы общественного мнения, согласно которым народ всем доволен, и не нужен им этот баррель черной икры, они лучше добавят денег и купят пачку отечественных макарон.
И обувь с одеждой новые не нужны, а стиральные машины и пылесосы – излишняя роскошь, навязанная нам бездуховным Западом. Как и современные лекарства – подорожника с одуванчиком, известных своими целебными свойствами, в России на всех хватит. Так что с новым бюджетом рядовых россиян ожидают времена веселые, пусть смеяться они будут сквозь слезы.
Особой дискуссии в российском обществе по поводу структуры планируемого бюджета нет. Ведущие медиа РФ по этому поводу словно воды в рот набрали. Но какие-то слухи все равно просочились, спасибо буржуинскому Bloomberg и VPN. И после его публикации тут же возбудились Z-патриоты. Которые честно сказали: «Да, бюджет 2025-2027 года – это пушки вместо масла. Но зато потом всем будет счастье и полное изобилие, поскольку военные расходы будут неуклонно снижаться».
А вот и не будет. И тому есть несколько объективных причин. Не вдаваясь в подробности, чисто пунктирно, они выглядят следующим образом:
Первая. Война в Украине запустила механизм роста военных расходов государств-членов НАТО. Из 32 стран НАТО, включая двух новых членов, Финляндию и Швецию, 23 страны выполнили обязательство тратить на оборону не меньше 2% - это самое большое число членов Североатлантического альянса, выполняющих или превышающих этот порог, с момента его введения в 2014 году. В логике Кремля это означает, что враг вооружается — а значит, и России военные расходы сокращать нельзя.
Вторая. Кремль сделал большую ставку на оборонно-промышленный комплекс как на главный драйвер развития экономики. Но, чтобы ВПК стал драйвером, требуется спрос на его продукцию. Продолжающаяся война с Украиной — один из факторов такого спроса. И даже после ее окончания России будут требоваться средства на восстановление арсеналов и расходы на увеличение штатной численности различных соединений, которые или создаются, или разворачиваются с нуля. Речь о тех самых «дивизиях Медведева» и прочих новых бригадах, которые формируются в рядах российской армии. И все это делается на длительный срок, не только для нужд СВО.
Третья. Экономика российского оборонно-промышленного комплекса далека от рыночной. И главная проблема здесь – отсутствие конкуренции и непрозрачность ценообразования: цена продукции ОПК определяется фактически единолично Министерством обороны. Прибавьте к этому коррупцию – и получится, что цены на изделия российского ВПК улетают в космос. А платит за все бюджет.
Сегодня под лозунгами «все для фронта, все для победы» и «не отступим перед Западом» российское государство заливает неэффективность своей военной машины, своего военно-промышленного комплекса деньгами, собственноручно загнав себя в ловушку повышенных военных расходов. Так что надеяться на то, что дальше в финансовом плане населению станет лучше, конечно, можно. Но к реальности это не имеет никакого отношения.