Американские солдаты уходят. «Катаиб-Хезболла» затаилась
Многомесячные переговоры между Багдадом и Вашингтоном, когда одна сторона настойчиво спрашивала: «А вы точно хотите, чтобы мы ушли?» А другая отвечала ей: «Точнее не бывает, мы теперь и сами справимся», - наконец-то завершены.
Правда, буквально завтра американцы Ирак не покинут. Согласно официальному заявлению Белого дома, завершение миссии будет разделено на два этапа. До сентября 2025 года уйдет основная часть контингента, а в 2026 году – та часть, которая обеспечивает с территории Иракского Курдистана борьбу с ИГИЛ в Сирии.
Возможно, Багдаду и хотелось бы сократить этот срок, но американцы вполне справедливо считают, что спешка нужна только при ловле блох в казармах. А в данном случае спешить совершенно не стоит, поскольку с не меньшим нетерпением, чем американские военнослужащие, спешащие скорее вернуться на Родину, их ухода ожидают и иранские прокси из «Катаиб Хезболла» - шиитской военизированной группировки, действующей на территории Ирака и Сирии.
Их стремление остаться без американского пригляда вполне объяснимо. Во-первых, они сейчас активно заняты развертыванием на территории Ирака производства каптагона, стремясь сравняться в объемах с Дамаском. А то обидно для них получается: сирийский режим на этом бизнесе гребет деньги лопатой - а чем они хуже? Качество уже на уровне, да и себестоимость удалось снизить.
А во-вторых, без присутствия американцев, как они думают, им будет легче давить на премьера страны Мохаммеда Шиа ас-Судани для того, чтобы он наконец-то подписал закон, согласно которому боевики «Катаиб Хезболла» на правах автономных подразделений зачисляются в иракские вооруженные силы, то есть будут содержаться за счет иракского бюджета, подчиняясь при этом Багдаду в основном достаточно формально.
Выгод от этого положения боевики и их кураторы в Тегеране видят массу. В первую очередь на вооружение не надо тратиться, все из государственных арсеналов Багдада выдадут. Опять же, форма красивая, и денежное довольствие платят регулярно. Но главное, как и везде на Ближнем Востоке, армия - это не просто вооруженная сила. Это еще и бизнес-корпорация, членам которой, вплоть до рядовых, позволено несколько больше, чем обычным гражданам. И чем выше чин, тем больше почтения, которое вполне можно складывать в карманы форменного кителя.
Сам Мохаммед ас-Судани, вполне естественно для политика, старается держаться перед угрозой давления со стороны иракских прокси максимально бодро. Дескать, не уступит шантажу с их стороны, и вообще, «Ирак 2024 года — это не то же самое, что Ирак 2014 года».
Но будучи политиком умудренным, прекрасно знающим иракские реалии, в глубине души он прекрасно понимает, что ситуация достаточно непростая, а потому всячески старается уравновесить иранское влияние в своей стране долгосрочными договоренностями с Эрдоганом и суннитскими монархиями Залива.
Тем более, что текущая внутриполитическая ситуация в Ираке остается крайне напряженной. Недавний анализ ситуации в районах с суннитским большинством указывает на возвращение к атмосфере нарушений и произвола, существовавшей до 2013 года со стороны проиранских шиитских группировок.
Несмотря на поражение «Исламского государства» в Ираке и Сирии, ее наследие не ушло в прошлое. Сохраняются и периодически весьма активно проявляют себя «спящие ячейки» экстремистского подполья в провинциях Салахуддин, Анбар, Дияла и в районах Багдадского пояса и Джазиры. Заключенные в тюрьмы бойцы «Исламского государства» в подавляющем большинстве продолжают сохранять верность идеологии «Халифата».
Иными словами, ситуация в Ираке, в том, что касается «Халифата» и суннито-шиитского конфликта, незначительно улучшилась, но не стала необратимой. Нынешний Ирак, конечно, это не Ирак 2014 года, но вполне может опять им стать. И тогда американцам придется сюда возвращаться. Как и другим членам международной коалиции.