Революция побеждает, когда на улицы выходят не 2%, а 90% активных граждан
Недавно известный российский публицист Александр Невзоров написал небольшой блог, посвященный событиям в Грузии.
Как всегда, блог был беспощадно острым и нелицеприятным. Порой настолько, что хотелось предметно возразить Невзорову и даже разгромить его рассуждения по всем пунктам.
Но, увы, как гражданину Грузии, мне было очевидно, что крыть в общем-то нечем, и что в целом Александр Глебович прав…
Чтобы было понятно, о чем, собственно, речь, приведу полный текст блога Невзорова.
![](https://i.haqqin.az/813558_src.jpg)
«Не зная, как еще прогнуться перед Москвой и заверить ее в полной своей покорности, Грузия решила «тонко намэкнуть» Кремлю на свою послушность и готовность принять по первому же щелчку московских пальцев коленно-локтевую позицию. Этим «намеком» должен стать памятник Ираклию II, грузинскому царю, который когда-то «с потрохами» сдал Грузию Росиии.
В официальном заявлении властей было сказано что этот «жэст доброй воли» является доказательством «европейской идентичности Грузии и верный путь в евроинтеграцию». Ну, по поводу «евроинтеграции» Грузии суетиться точно не стоит. Шансы оказаться в Евросоюзе у нее теперь не выше, чем у Нигерии. Стараниями Кобахидзе и прочих марионеток Москвы Грузия надежно и надолго превращена в отхожее место России, в ее задний двор. Принятие русского закона об «иноагентах» сделало своё дело. Евросоюз успел рассмотреть, кто и на чем «вертит» Грузию. Да, всплеск гнева в Тбилиси был. Но президент оказалась бессильна, и позор отвести не смогла. А уличный гнев не дошел до убедительного накала. Не горели машины, не бежала в панике полиция, стирая кровь с морд, не хрустели под башмаками стекла витрин. «Партия московских марионеток» (то есть, «Грузинская мечта»), выполняя кремлевскую волю, легко опустила свою страну, лишив ее свобод и надежд».
Вот такое, крайне неприятное мнение о моей стране, но как я уже сказал, все, примерно, так и обстоит.
Тем не менее, хотелось бы уточнить несколько деталей, о которых Невзоров, который, вероятно, не был в Грузии как минимум после распада СССР (иначе это не прошло бы незамеченным), вряд ли может знать.
![](https://i.haqqin.az/813559_src.jpg)
Первое, что не понимают не только иностранцы, но и большинство грузин из числа противников власти – это мотивацию поступков «Грузинской мечты». Слишком уж велик соблазн увидеть в них стремление угодить России, как об этом пишет Невзоров, и далеко не он один. На самом же деле наши «мечтуны» делают все это вовсе не для Москвы, а исключительно для себя родимых.
Они пытаются закручивать гайки не по приказу Кремля, а потому, что это - единственный способ не только сохранить, но и преумножить свою власть в стране.
Таким образом, самоцель «Грузинской мечты» не лечь под Россию, как считает Невзоров, а сохранить свою власть и свои деньги. И на противостояние с Западом они идут исключительно потому, что ни Европа, ни США не намерены признавать за ними право делать в Грузии все, что им придет в голову. Отсюда и автоматические, на уровне инстинкта самосохранения, контры с Западом, от которых до объятий с Россией, что называется, уже рукой подать.
Когда «мечтатели» заверяют всех и каждого, что хотят интегрироваться с Европой и войти в Евросоюз, они вовсе не лгут. Поскольку в самом деле хотят этого, но только на своих условиях.
«Признайте нас такими, какие мы есть, - сигнализируют они Брюсселю, - и мы снова вернемся».
Вся проблема в том, что «мечтуны», по всей видимости, не очень хорошо представляют, как выглядит карта мира, а также не интересуются международными рейтингами по ВВП, глобальной конкурентоспособности и т.д. Имей они хоть малейшее представление об этом, сразу бы поняли: современная Грузия – вовсе не та страна, которая может позволить разговаривать с ЕС и США в столь хамской манере.
![](https://i.haqqin.az/813560_src.jpg)
Искренне поражаюсь долготерпению Запада, который уже два года выслушивает в свой адрес издевки и обвинения со стороны не пойми кого. По счастью для Грузии, времена нынче вегетарианские. Если бы лет сто назад «Грузинская мечта» позволила себе даже десять процентов подобного, в Тбилиси уже размещался бы контингент англо-французских или германо-австрийских войск, а руководство партии ждало бы суда где-нибудь в парижской темнице.
Точно также, исключительно на внутреннего потребителя, рассчитаны и абсолютно черносотенные шаги «Грузинской мечты», копирующие репрессивные законы России об иноагентах и борьбе с ЛГБТ-пропагандой, заигрывание правящей партии с церковью, предложение зафиксировать в Конституции статус православия как государственной религии и многое другое.
Конечно, вся эта черносотенная политика вызывает одобрение России. Что, впрочем, всего лишь побочный эффект. Главная задача «ГМ» - склонить на свою сторону примерно 10-15 процентов населения Грузии - активных ретроградов, которые так и не нашли себя в современном, глобальном мире и испытывают непроходящую ностальгию по советским временам.
Вы спросите, стоит ли позориться перед всем миром ради 10-15 процентов наиболее пассивных, несознательных, по сути, быдла, люмпенов, которые даже на выборы толком не ходят?
![](https://i.haqqin.az/813561_src.jpeg)
Вопрос логичный, но только если не знать, что эти самые 10-15 процентов населения и есть так называемый «неосвоенный» электоральный ресурс. Поскольку все остальные уже определились. В этой ситуации пытаться привлечь на свою сторону проевропейский средний класс Грузии - задача откровенно невыполнимая, поскольку эта категория власть ненавидит и голосовать за «Грузинскую мечту» ни при каких обстоятельствах не станет.
Что в такой ситуации остается делать правящей партии? Именно то, что она и делает, - всячески обхаживать эти самые 10-15 процентов пророссийского быдла, перед носом которого вешают «морковку» живодерских законов и черносотенных инициатив.
И вот ведь какой парадокс: при всем этом у грузинской власти нет никакой мотивации углублять отношения с Россией, поскольку «Грузинская мечта» и так имеет от Москвы все, что ей нужно, - гарантии политической неприкосновенности и возможность зарабатывать немалые деньги. Все остальное «мечтунам» ни к чему и даже нежелательно.
Хотя совершенно очевидно, что Москва – конечная остановка этого политического маршрута, и «Грузинской мечте» никуда от этого не деться, в чем Александр Невзоров в целом прав.
![](https://i.haqqin.az/813562_src.jpg)
Однако на данном, тактическом этапе «мечтуны» надеются на правый переход в Европе, на победу Дональда Трампа, на дружбу с Виктором Орбаном и т.д. И в этом аспекте желание правящей власти Грузии «прогнуться перед Москвой» - задача второго плана. Чего Невзоров, давно уже живущий в Европе, видимо, не понимает.
И еще одна ремарка к утверждению Невзорова о том, что акции протеста в Тбилиси были слишком мирными, а потому не привели к ощутимым результатам.
Надо сказать, это мнение очень распространено в Грузии, так что, ничего удивительного в том, что его разделяет и живущий в эмиграции российский журналист.
И, кстати, не только он.
Здесь очень важно понять, что силовая борьба, когда протестующие бросаются на силовиков с вилами и топорами – ничуть не более реалистичный путь к смене власти, чем мирная борьба. С условными «вилами и топорами» можно выиграть бой, но не войну в целом.
Допустим, вы собрались на акцию протеста, вооружившись коктейлями Молотова, железными цепями, заточками из арматуры… Допустим даже, что в первом столкновении вам удалось одержать верх. В результате, спецназовцы в панике бежали, укрылись в казармах, ура, народовластие победило!..
Но ведь через час-другой они обязательно вернутся, но уже в бронемашинах и с автоматами, стреляющими резиновыми, а может, и не резиновыми пулями. После чего народная революция с ее заточками и бутылками с зажигательной смесью будет разогнана за пару часов.
![](https://i.haqqin.az/813563_src.jpg)
Увы, недавние события в Венесуэле наглядно доказали: если у власти есть верный, хорошо оплачиваемый и в достаточной степени зомбированный силовой аппарат, даже самый отчаянный народный бунт обречен на провал.
Ведь еще совсем недавно казалось, что Николасу Мадуро пришел конец, что на этот раз диктатор не отвертится, и народный гнев наконец-то материализуется в полную победу над тиранией. Но прошло всего пару недель, и нелегитимный президент вновь преспокойно курит сигару в своем кабинете, а оппозиционные лидеры попрятались кто куда.
А Иран! Массовые выступления сильных, свободолюбивых, харизматичных персов, предки которых стояли у истоков мировой цивилизации, вот уже двадцать лет бессильны против диктатуры аятолл. Знаете, почему? Потому, что этому режиму по-прежнему лоялен силовой аппарат…
Описываемая Невзоровым картинка народного бунта, когда полицейские бегут с окровавленными лицами от толп протестующих, возможна лишь в одном случае - когда восстание носит всеобщий характер, когда на улицы выходят не два процента активных граждан при молчаливом согласии большинства, а все девяносто процентов.
В реальности таких бунтов в мировой истории немного, а в ХХ-XXI веках и вовсе единицы. Чтобы вызвать неповиновение в таких масштабах, нужно довести население до состояния голода и полного отчаяния, вызываемого, обычно, затяжной войной. Но ни того, ни другого в Грузии даже в помине нет. Стало быть, те, кто с цепями и заточками посмеют выйти против лояльных власти силовиков, во-первых, обязательно проиграют, а во-вторых, следующие семь лет жизни проведут в тюрьме. Понятно, не считая тех, кто в столкновениях с силами правопорядка погибнет или будет тяжело ранен.
Словом, если не считать всеобщего бунта по типу взятия Бастилии или Зимнего дворца, единственный силовой способ смены власти — это переход армии или полиции на сторону протестующих. То есть, по сути, первый шаг к полномасштабной гражданской войне. Контуры которой в Грузии, даже, если рассматривать их под микроскопом, не просматриваются. Население Грузии явно не дошло до той критической черты, после которой 90 процентов населения выходят на улицы с вилами и топорами. Да и военные с полицейскими явно не горят желанием переходить на сторону протестующего народа.
Вот, примерно, замечания, возникшие у вашего покорного слуги по поводу комментария Александра Глебовича Невзорова.
Во избежание недопониманий или разночтений, повторюсь: ничего из того, что написано в этой статье, духу публикации российского журналиста, эмигрировавшего в Европу, в целом не противоречит. Просто несколько уточнений, которые не меняют общую картину.