Адмирал Сонер Полат: «Турция должна ввести войска в Сирию!» эксклюзив
Ситуация на Ближнем Востоке продолжает стремительно накаляться. По сообщению МИД Сирии, на территорию страны вошли турецкие войска, однако Анкара опровергает переход границы своим воинским контингентом, а глава Минобороны Турции Исмет Йылмаз называет ложью информацию, которая содержится в письме МИД САР, адресованном Совбезу ООН. «Нет даже мысли, чтобы отправить турецкие войска в САР», - утверждает он.
Комментируя haqqin.az ситуацию с возможным вмешательством Турции в сирийский конфликт, турецкий адмирал Сонер Полат также говорит лишь о необходимости защиты своих границ.

- Насколько велика вероятность ввода турецких войск на территорию Сирии?
- Турция пытается всеми имеющимися у нее способами защитить свои границы. Как вы знаете, курдские боевики ведут бои за Азазский коридор, находящийся в шести километрах от турецкой границы. В ситуации, когда существует серьезная опасность ее территориям, Турция никак не могла оставаться равнодушной. Пояс безопасности длиной в 98 километров, который простирается вдоль границы с Сирией, имеет для нас особое значение. Нельзя допустить, чтобы там закрепились курдские боевики, ведь оттуда они будут терроризировать весь юго-восток Турции. Дабы избежать этого, мы будем продолжать наносить удары по местам дислокации этих боевиков на территории Сирии.
Кроме того, на землях Турции, непосредственно граничащих с Сирией, находятся более двух миллионов сирийских беженцев, и мы не можем рисковать их жизнями. Но вместе с тем я не считаю, что нужно вводить в Сирию наши сухопутные войска. Если и возникнет необходимость сухопутной операции, то Турция должна это делать вместе со своими западными союзниками, а также с Саудовской Аравией и Катаром. То есть мы не должны там предпринимать самостоятельные шаги, так как это может привести к прямым боестолкновениям с Россией. Это не в наших интересах. Поэтому будут продолжены лишь операции, цель которых - выбить курдских боевиков с этих территорий, но никак не вводить туда регулярную армию.
- Как вы считаете, возможна ли вообще очередная русско-турецкая война?
- Не думаю, что это благоприятный сценарий как для Турции, так и для России. В случае прямого русско-турецкого столкновения театр военных действий вряд ли ограничится только территорией Сирии - Россия попытается втянуть Турцию в войну по всему региону. Сирия будет только частью фронта, а столкновения могут перекинуться в акваторию Черного моря, да и на Кавказ. Поэтому и мы, и русские должны сделать все, чтобы избежать этой войны.
Турция - сильная страна, и она в состоянии воевать с любым государством, угрожающим ей. Пусть вас не удивляют слова военного человека, но я искреннее считаю, что даже худой мир всегда лучше, чем война.
- Поддержит ли НАТО Турцию в случае начала войны с Россией?
- Как вы знаете, статья 5 договора о коллективной безопасности стран - членов Североатлантического альянса гласит, что напавший на одну страну – члена НАТО считается напавшим на все страны НАТО. Но вместе с тем решения в Альянсе принимаются консенсусом, и свое согласие должны дать все 28 стран- членов. Признаться, я не уверен, что все европейские страны поддержат нас в случае столкновения с Россией.
- Недавно в СМИ прошла информация о том, что в Турции якобы началась всеобщая мобилизация. Насколько это соответствует действительности?
- Никакой всеобщей мобилизации в Турции не объявлено. В этом нет никакой необходимости. Но если возникнет кризисная ситуация, то, конечно, Турция предпримет нужные шаги.
- Сколько человек Турция сможет поставить под ружье в случае мобилизации?
- Турция – мощное государство, и у нее есть все возможности для отстаивания своих интересов. Наши вооруженные силы являются одними из сильнейших в мире, потому не думаю, что кому-то в голову придет идти на нас войной.
- Если угроза все же возникнет, закроет ли Турция проливы для России?
- Если будет такая необходимость, Турция может пойти на это согласно Конвенции Монтрё. Но этот шаг не решит проблем, напротив, лишь усугубит их. Нам и россиянам нужно сделать шаг навстречу друг другу. Это не только в интересах наших стран и народов, но крайне важно для безопасности региона в целом.
- А как вы оцениваете потенциал и состояние российской армии?
- Хотя российская армия и считается сильной, но там столько проблем, что я не уверен, что она в состоянии долгое время вести боевые действия. Однако еще раз повторю: в Турции даже гипотетически не рассматривают войну с Россией. Это не значит, что мы не готовы к любому развитию ситуации, но войны с Россией не хотим. В то же время мы придерживаемся старой истине: хочешь мира - готовься к войне. Но мы хотим жить в мире со всеми своими соседями, в том числе и с Россией.
- И тем не менее отношения Турции с Россией сегодня оставляют желать лучшего. Некоторые политологи и эксперты полагают, что Россия и Турция могут столкнуться не только в Сирии, но и в оккупированном Арменией Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана…
- У России есть военная база в Армении. В случае непредвиденных обстоятельств в Сирии Россия может попытаться спровоцировать нас на войну в других регионах. Однако, насколько я могу судить, без необходимой логистики Россия не в состоянии выиграть военные действия в Сирии, а вот на Кавказе и в акватории Черного моря она может активно проводить любые военные операции. Поэтому в нынешней тревожной ситуации все страны должны проявить максимум сдержанности.
Ну и, разумеется, в вопросе Карабаха Турция целиком и полностью на стороне Азербайджана. Наши страны должны быть вместе в любой ситуации. К сожалению, страны - сопредседатели МГ ОБСЕ в силу собственных интересов не хотят решать карабахскую проблему. Но Азербайджан может быть уверен, что Турция всегда будет рядом с ним.
- Турецкие военные всегда были сторонниками углубления отношений с Израилем, а они сегодня, скажем так, несколько натянуты. Возможно ли восстановить прежние дружеские турецко-израильские взаимосвязи?
- Не все турецкие военные так считают. Я, например, не уверен, что Израиль – это надежный союзник. Вспомните, это государство сделало недавно заявление о своей поддержке создания «Курдистана». О каком доверии к израильтянам мы можем после этого говорить? Хотя в Анкаре и Тель-Авиве время от времени и звучат заявления о восстановлении отношений, но Израиль, по-моему, не та страна, которой можно доверять.