Иран вторгается в Азербайджан оружием паломников
Власти и общественность Азербайджана, обеспокоенные усилением религиозного радикализма в стране (причем как шиитского, так и ваххабитского), наглядно проявившемся в этом году в день Ашура, когда, несмотря на запреты и ограничения, тысячи людей собрались, чтобы отметить «траурную дату», задумались, с чем связано это явление – с определенными социальными проблемами или все же с целенаправленной деятельностью иранских идеологов и спецслужб ИРИ, объявивших экспорт исламской революции приоритетом своей внешней политики.
Ответ, однако, однозначен: анализ возросшей тенденции разрастания религиозного фанатизма в Азербайджане неоспоримо показывает, что главная причина явления - фактор усиления влияния Ирана в регионе и в нашем обществе. Информация о том, что в месяц Магеррам на тысячи азербайджанцев, отправившихся на религиозные церемонии в иракские города Кербела и Наджаф через территорию Ирана, оказывается усиленное идеологическое воздействие иранских духовных лиц и спецслужб, лишь подтверждает это.
Следует отметить, что наряду с массовым ростом числа участвующих в церемониях Ашура в Баку, резко увеличилось и число паломников в Кербелу. Наблюдения и статистика туристических компаний, организующих туры в город, который мусульмане считают священным, свидетельствуют, что за нынешний год Кербелу посетили 30 тысяч азербайджанцев, что на 33% больше аналогичных данных прошлого года.
Может показаться странным, что речь идет о роли Ирана в увеличении числа азербайджанских паломников в иракский город Кербела. Однако все, что связано с паломничеством (хаджем) туда, начиная от организации поездок и заканчивая обеспечением безопасности и размещением паломников, контролируют иранские структуры и их сотрудники. Этот факт подтверждают и беседы с побывавшими в Кербеле.
В отличие от хаджа в Мекку, организация паломничества в Кербелу почему-то остается вне поля зрения соответствующих азербайджанских служб. В Азербайджане им занимаются никак не контролируемые разнообразные туристические компании и частные лица. Достаточно провести небольшое поверхностное исследование в Интернете, чтобы убедиться в наличии огромного числа объявлений о паломничестве в Кербелу.
Изучение проблемы показало, что паломничество в святые для шиитов иранские Мешхед и Гум, иракские Кербелу и Наджаф в нашей стране организуют почти 40 туристических компаний и свыше 250 частных лиц. В основном эту услугу предоставляют отечественные турфирмы Ziyarət Tur, Uğur Travel, ООО Türbət, Məsum Tur, Sindibad Tur, Nur Ziyarət Tur, Merac Tur, Qaim Tur.
Между тем на фоне переживающего кровавую трагедию Ближнего Востока, ожесточенного противоборства суннитов и шиитов, причем большинство террористических атак в Ираке направлены именно против шиитов, такие паломничества представляют опасность и с точки зрения безопасности самих паломников. Ни турфирмы, ни проводники-организаторы не в состоянии да и не ставят себе задачу обеспечить безопасность паломников. И тогда на сцену выходит мощнейшая спецслужба Ирана - Корпус стражей исламской революции (КСИР) и связанное с ним шиитское ополчение «Хашди Шаби», которые и берут на себя обеспечение охраны паломников.
Согласно информации иракских СМИ, в первой декаде ноября 2017 года в религиозных церемониях Арбаин в Кербеле приняли участие почти 30 миллионов человек, подавляющее число которых были иностранцами.
Конечно же, рост числа паломников из Азербайджана, большинство населения которого исповедует шиитское направление ислама, может показаться лишь массовым обращением к религии, то есть явлением вполне естесственным. В нашей стране обеспечена свобода вероисповедания, и то, что люди трепетно относятся к своим религиозным ценностям, только приветствовалось бы, если бы не вмешательство извне и использование верующих заинтересованными силами в политических и конъюнктурных целях.
В 2017-м, как, впрочем, и в прежние годы, паломничество азербайджанцев в Кербелу осуществлялось под неусыпным контролем сил, которые не прекращают попыток экспансии радикальной религиозной идеологии в Азербайджан.
Как утверждают сами паломники, только что вернувшихся домой, воспользовавшись массовостью хаджа из нашей страны, некоторые «религиозные лидеры» пытались вести среди них антиазербайджанскую пропаганду.
Особое внимание иранские идеологи уделяли критике спецоперации правоохранительных органов Азербайджана, проведенной два года назад против религиозных экстремистов в Нардаране, называя ее «ущемлением прав и преследованием шиитов». По словам паломников, наиболее активно такую пропаганду вели разыскиваемый в Азербайджане Фахри Ильясов, а также получившие образование в Иране Азер Джабиев и Фамиль Джафаров.
В Наджафе и Кербеле верующие из Азербайджана увидели развешанные на стенах плакаты с портретами Тале Багирзаде, Мовсума Самедова и других задержанных в ходе спецоперации в Нардаране. Всех этих экстремистов наглядная агитация представляла как «исламских моджахедов Азербайджана» и «лидеров шиитов Азербайджана». А детей уничтоженных в ходе нардаранской операции экстремистов, почему-то оказавшихся в Ираке, приводили на религиозные церемонии и называли «детьми шахидов».
Были и происки откровенно антигосударственной пропаганды. Так как поездка паломников проходила через несколько иранских городов, в Ардебиле и Гуме организовывались встречи со специально подготовленными муллами, в том числе и с хорошо известным азербайджанской общественности имамом Ардебиля Сеидом Хасаном Амули. На этих встречах иранские проповедники озвучивали резкие высказывания в адрес азербайджанских властей, особенно по поводу спецоперации против экстремистов в Нардаране. Явной целью таких мероприятий иранских аятолл было стремление создать в Азербайджане противостояние властей и гражданского населения.
Видимо, иранские духовные лица, воодушевленные ростом числа азербайджанских паломников, решили увеличить градус антиазербайджанской пропаганды, играя на религиозных чувствах азербайджанцев. В своих политических целях иранские муллы пытаются представить себя защитниками «бесправных и угнетенных азербайджанских шиитов».
Не эта ли идеология превратила Сирию, Ирак и Йемен в зону хаоса и анархии? Не беспощадное ли противостояние провозгласившей себя центром суннизма Саудовской Аравии и объявившего экспорт шиизма и исламской революции своей государственной идеологией Ирана стало причиной гибели миллионов людей?
Азербайджан же неуклонно защищает права всех религиозных меньшинств и настойчиво пропагандирует принципы мультикультурализма и толерантности, противопоставляя свою гуманистическую идеологию стараниям тех, кто хочет превратить страну в арену межконфессионального противоборства, как это случилось в странах Ближнего Востока, где трагедия Кербелы повторяется ежедневно. Однако радикалы, использующие религию в качестве политического инструмента, тоже не сидят сложа руки, и, как мы наблюдаем, их пропаганда становится день изо дня всё более изощренной, навязчивой, а главное - агрессивной.