Баку выделяет сотни миллионов Грузии и Ирану, а сам влезает в кредиты как это объяснить?

Мамед Эфендиев, отдел экономики

Буквально на днях Совет директоров Азиатского банка развития одобрил предоставление кредита на реализацию проекта транспортного коридора "Север-Юг", а также для развития железнодорожного сектора Азербайджана. Объем кредита АБР составит 400 млн. долларов, а Французское агентство развития предоставит еще 175 млн. долларов в качестве софинансирования. Кроме того, на проект предусмотрено выделение технической помощи в объеме 1 млн. долларов.

Данная программа направлена в основном на инвестиции в реконструкцию железнодорожной дороги Баку-Ялама (граница с Россией) в рамках транспортного проекта «Север-Юг» и поддержку расширения автономии управления ЗАО «Азербайджанские железные дороги». Предусматривается также эффективная финансовая реструктуризация обязательств ЗАО, расширение финансового и управленческого контроля, эффективности и отчетности, а также на развитие бизнеса и корпоративную реструктуризацию ведомства.

Как нетрудно понять, кредиты АБР и ФАР предназначены для приведения в соответствие с международными стандартами участка Баку-граница с Россией азербайджанского сегмента железнодорожного коридора «Север-Юг». Но тут может возникнуть недоумение, мол, как это получается, что Азербайджан выделяет 500 млн. долларов на финансирование части иранского сегмента коридора, а сам берет кредиты для финансирования собственного участка. А если добавить, что Баку выделил еще десятки миллионов долларов на развитие логистики в иранской Астаре, то это недоумение еще более возрастет.

А ведь Азербайджану придется вдобавок затратить немалые средства и для реконструкции другого участка - Баку-граница с Ираном. Кстати, правительство уже ведет подготовительные работы по переносу железной дороги Баку – Астара, что давно уже следовало бы сделать. Часть этого участка и вовсе проходит по самому берегу Каспия и штормовые волны его в любой момент могут просто снести железнодорожное полотно. И никакой международный стандарт не дал бы возможности для эксплуатации этого одноколейного и тихоходного участка.  И это все происходит в трудные для экономики страны время.

Действительно, казалось бы, Иран, со своими неисчерпаемыми богатствами, с помощью которых он даже в течение долгих санкционных лет вел свою, свойственную только ему политику, в том числе и ядерную, и не должен нуждаться в помощи небольшого северного соседа. Тегерану вполне по силам справиться с гораздо более масштабными и дорогостоящими проектами.

Эта крупная региональная держава, которая тратит миллиарды на вооружение и различные зарубежные операции. Неужели сегодня эта супергосударство не в состоянии оплатить расходы на строительство полутораста километровой железнодорожной ветви? Она, в конце концов, и без всякого коридора нужна Ирану.

К тому же данный коридор больше нужен самому Ирану, а также и другому участнику проекта и большой державы – России, чем Азербайджану. Протяженность железной дороги по их территориям будет намного больше, соответственно, и транзитные доходы их будут гораздо выше. С чего же это в таком случае именно Баку так расщедрился? В Баку ведь тоже сидят не дилетанты, которые не знают цены деньгам.

Причины здесь можно искать как в политической, так и политической плоскостях. Нет, конечно, ни Москва, ни Тегеран сегодня не могут силой заставить Баку плясать под их музыку– Азербайджан хоть и небольшая страна, но тоже приобрела региональную значимость. Других политических условий нам сегодня предъявлять тоже никто не может, о чем наглядно свидетельствуют нередкие жесткие заявления Баку всему Западу. Кстати, когда весь Запад под давлением армянской диаспоры отказался финансировать не менее важный железнодорожный коридор Баку-Тбилиси-Карс, настаивая, чтобы он проходил через Армению, президент Ильхам Алиев без особых раздумий распорядился выделить почти беспроцентный кредит из Нефтяного фонда Грузии в размере 700 млн. долларов, так как Грузия не располагала достаточными средствами. Да, глава государства пошел наперекор желаниям сильных мира сего.

Значит, причины искать надо в экономической плоскости. Сегодня продолжения маршрута БТК далее в Европу с нетерпением ждет не только Запад, но и Восток. А реализация коридора «Север-Юг» подключит сюда страны всех четырех сторон света. Это обстоятельство вкупе с автодорожными, водными и авиационными возможностями позволит Азербайджану превратиться в один из крупнейших транспортных хабов в мире. А для этого не жалко не только тех сотен миллионов, которые Баку уже истратил в Грузии и намерен вложить в иранские железные дороги, но и не меньшую сумму, уже истраченную в самой стране на реконструкцию маршрута Баку-граница Грузии, не говоря еще о предстоящих кредитах.

И пусть скептики утверждают, что Грузия на азербайджанские деньги практически обновила свою дорогу, а Азербайджан до сих пор выклянчивает кредиты за рубежом, увеличивая и так растущий внешний долг страны. То же они будут говорить через пару лет и про иранские железные дороги, сравнивая их с нашей аварийной одноколейкой Лянкяран-Астара. Но все эти деньги окупятся довольно скоро.

Есть еще одна немаловажная причина, по которой Баку решил кредитовать иранский сегмент проекта. Дело в том, что железнодорожный коридор «Север-Юг» уже действует, но по противоположному берегу Каспия. Хотя маршрут через Туркменистан и Казахстан и менее привлекателен по всем параметрам, чем через Азербайджан, но он уже связывает стальными магистралями Иран с Россией. Поэтому северному и южному соседям сегодня можно не спешить с инвестициями в этот проект. А Баку это нужно было сделать, чтобы наверстать упущенное – Астана и Ашхабад итак опередили его, сегодня надо успеть перетянуть основной пассажиро- и грузопоток на западный берег моря. Завтра может оказаться поздно.