Казахстан на примере карабахского конфликта учится бороться с сепаратизмом

Джейхун Наджафов

С начала этого года Казахстан председательствует в Совете Безопасности ООН. А одним из приоритетных направлений нынешней деятельности ООН Генсек организации Антониу Гутерриш назвал урегулирование замороженных конфликтов.

Намерен ли в связи с этим Казахстан как председатель одной из самых представительных международных организаций поднимать вопрос об урегулирования карабахского конфликта?

Казахстанский политолог Досым Сатпаев в беседе с haqqin.az прежде всего отметил, что Казахстан будет выполнять функции председателя ООН достаточно короткий срок, и вряд ли стоит за это время ожидать каких-то решительных шагов по решению конфликтов на постсоветском пространстве.

«МИД Казахстана уже обозначил приоритетные задачи на посту председателя Совбеза ООН. Это ситуация в Афганистане, сирийское урегулирование, ядерная безопасность и статус Иерусалима. Однако Казахстан, как и до 2018 года, обладает статусом непостоянного члена Совбеза, что позволяет ему инициировать обсуждение и принятие резолюций по различным вопросам. Есть и есть возможность внести в повестку дня карабахский вопрос», - считает эксперт.

Вместе сам же Сатпаев не уверен, будет ли Астана раскручивать тему карабахского конфликта или  сконцентрируется на вопросах, касающихся Центральной Азии, в частности ситуации в Афганистане или любимом казахстанским президентом Назарбаевым вопросе о нераспространении ядерного оружия.

«Казахстан уже выражал свое мнение о ситуации в Карабахе, защитив позицию Азербайджана. Астана неоднократно демонстрировала поддержку территориальной целостности Азербайджана. Естественно, это вызвало негативную реакцию со стороны Еревана. При этом Казахстан вместе с Арменией состоит в ОДКБ и ЕАЭС. Не надо и забывать, что Астана в свое время выступала против вхождения Армении в ЕАЭС, в том числи из-за того, что эта страна не решила территориальные споры со своими соседями. В принципе, позиция по этой теме Астаны ясная. Этот вопрос может актуализироваться в ООН в случае обострения на карабахском фронте», - утверждает политолог.

В то же время Казахстан активно поддерживает различные международные транспортные маршруты, и в особенности транспортный коридор Китай-Казахстан-Азербайджан-Грузия-Турция. Стабильность в регионе Южного Кавказа является важным моментом в аспекте дополнительных транспортных маршрутов, и это дает основания Астане поднять вопрос урегулирования карабахского конфликта. Позиция Астаны в решении конфликтов базируется на принципах взаимного партнерства и уважения территориальной целостности, отмечает эксперт.

Говоря о визите Назарбаева в США, Сатпаев подчеркнул, что американский президент Трамп ведет политику по сокращению своего присутствие в регионах, не представляющих стратегического значения для Америки. «США сократили финансовую поддержку в различных сферах всем странам Центральной Азии. Но Назарбаев намерен убедить американского президента в том, что эта зона важна для интересов США как с точки зрения обеспечения безопасности, так и для привлечения инвестиций. Казахстан - единственная центральноазиатская страна, которая, будучи членом ОДКБ и ЕАЭС, сохранила с США очень тесные отношения. Назарбаев даже предложил сохранить отношения в формате «5+1» - пять центральноазиатских государств и США, что вызвало определенную  критику со стороны РФ», - сказал политолог.

В то же время, по мнению Сатпаева, в политике казахстанского правительства есть некоторая непоследовательность: Астана не признает независимость Нагорного Карабаха, Южной Осетии и Абхазии, то в вопросе Крыма выступает в Генассамблее ООН на стороне России. Политолог уверен, что это была ошибка казахстанской дипломатии.

«Астана также не признала независимость Косово, считая недопустимым раздробление государства, а в отношении Украины все время лавирует между двумя госдарствами. Однако будучи претендентом на статус нейтрального модератора в вопросах урегулирования конфликтов, Казахстан должен четко озвучить свою позицию – нерушимость границ и территориальная целостность превыше всего», - подчеркнул Сатпаев.

Политолог полагает, что угроза сепаратизма очень реальна и в самом Казахстане и нельзя делать вид, что эта тенденция не может проявиться и в этой стране.

«У Украины и Казахстана есть очень много схожих моментов. Не зря казахские парламентарии законодательно ужесточили наказание за сепаратизм. В Казахстане открыто дискутируют, рассматривают различные сценарии сепаратизма в нашем регионе. Правительство Назарбаева понимает это и по мере сил ведет превентивную работу. К примеру, под предлогом распределения трудовых ресурсов содействует переселению казахоязычной молодежи с юга в северные регионы страны. Это делается под знаком решения социально-экономических проблем, а на самом деле так реализуется политическая, превентивная мера для того, чтобы отнести угрозу сепаратизма», - отметил эксперт.