Головоломка для Минздрава: деньги в обмен на жизнь частные клиники против азербайджанцев

Нателла Рустамова

Скандалы в частном секторе здравоохранения в Азербайджане принимают регулярный и порой шокирующий характер. Широкую огласку в СМИ получили неоднократные инциденты c ошибками в лечении, что стоило пациентам здоровья, а иногда и жизни, происходили в клиниках Меd Sina, Лейлы Шихлинской, Premium Сlinik, German Hospital, MediClub, Grand  Hospital, VİP STYLE и других. Совсем недавно в клинике «Хатаи» врач-отоларинголог перерезала яремную вену ребенку, а в MedEra отказали в обследовании подростка с жалобами на боли в сердце.

Три года назад постановлением правительства были закрыты шесть частных клиник («VİP Dental», «Loğman Klinikası», «İnvitro», «Starmed», предприятия «Faiq-96», «Nihat Klinikası»). У трех («Zaman Tibb Mərkəzi», «Assmed», «Medservis») отобрали лицензию на оказание стационарных услуг, оставив им только поликлиническую службу. В отношении еще 28 частных клиник, нарушивших законодательство страны, были предприняты штрафные санкции. Самое парадоксальное, что согласно национальному законодательству Министерство здравоохранения не может вмешиваться и регулировать деятельность частных клиник.

одна из самых скандальных клиник в Баку - клиника актрисы Шихлинской

Казалось бы, критическая ситуация в частном медицинском секторе, оставшемся вне контроля правительства, должна была стать серьезным предупреждением всем другим коммерческим учреждениям, оказывающим медицинские услуги. Однако почти ни одно из них никак не отреагировало. По-прежнему в коммерческих клиниках вовсю используются десятки схем по выкачиванию из пациентов денег за совершенно ненужные обследования и курсы лечения. «За ваши деньги мы придумаем вам болезнь подороже!» - этот девиз стал, похоже, основополагающим в работе многих частных врачей. Сами медики таких клиник признаются, что их руководство настоятельно рекомендует «назначать обследование шире».

Кое-где еще и чудотворные снадобья - средства от всех болезней предложат, проводят обследование на неких шарлатанских аппаратах, якобы диагностирующих буквально все недуги, а то еще и лечат на таких же мифических «перпетуум мобиле».

При этом большая часть пациентов, особенно в последние годы, оказывает большее доверие Минздраву и госсектору, чем частным больницам. В Азербайджане и в сфере медицины законы рынка дают сбой. Хотя, по идее, ситуация должна быть прямо противоположной, ведь частники обязаны привлекать лучших врачей и бороться за реноме своих заведений. Хотя бы исходя из собственных финансовых интересов и преференций, поскольку в Азербайджане официально услуги в госучреждениях здравоохранения бесплатные.

Как объяснили haqqin.az подавляющее большинство экспертов в сфере здравоохранения, дело в том, что каждое ЧП в государственных клиниках и амбулаториях становится предметом жесткого разбирательства комиссий Минздрава. В первую очередь столь бескомпромиссный подход связан с управленческими принципами и личностью самого министра Октая Ширалиева, которого все характеризуют как глубоко порядочного человека.

К тому же любое обращение пациента в государственные медицинские учреждения документируется, врачи открывают медицинскую карту, в которой фиксируется все данные - от обследования  до лечения. Здесь действуют принципы прозрачности и ответственности. Если врач сделал неверное назначение, ему трудно будет потом отвертеться. То есть весь медицинский персонал государственной клиники несет ответственность за свои действия.

«При желании можно проследить, как приняли, обследовали, брали анализы, правильно ли лечили. Всего этого нет в частном секторе медицинских услуг. Негосударственные клиники всякими хитроумными способами просто увиливают от предусмотренных законом обязательств перед пациентом и, соответственно, не несут никакой ответственности», - утверждают эксперты.

Как считают наши источники, в первую очередь проблема в том, что частные клиники не заключают договора с пациентами. В госсекторе роль договора играют медицинские, амбулаторные карточки. К примеру, человек, покупая в магазине продукты, получает кассовый чек. Это и есть договор предприятия с покупателем. В случае чего покупатель может вернуть, обменять некачественный товар на основании чека. Клиника никаких документов о своих обязательствах не дает. Звучит только одна команда: «Перечислите деньги». И что делать, если человека неправильно лечили, нанесли урон его здоровью, взяли кучу лишних денег, а то и вообще покалечили или убили? А ничего, потому что все равно ничего не добьешься, не докажешь. Даже в судебном порядке. Никакой ответственности клиники не несут, поскольку никакого договора с пациентом не заключают.

«А между тем в некоторых случаях, к примеру, в пластической хирургии, договор между пациентом и клиникой просто жизненно необходим. Однако попробуйте в каком-нибудь частном медицинском центре предложить заключить договор. Вас тут же выпроводят, и хорошо еще если под благовидным предлогом, а не грубо указав на дверь», -  замечают эксперты.

Ну а что касается судебных тяжб, то следует знать - практически за каждой клиникой стоит какая-то влиятельная персона – чиновник из правящей элиты, а потому вердикт судей предрешен. И в чью пользу - уточнять нет необходимости. Прецедентов столько, что люди у нас по поводу неверного лечения или необоснованно высокой платы за оное в суд уже и не обращаются – толку все равно не будет.

«Понятно, что стопроцентной гарантии на успех лечения не даст ни один здравомыслящий врач, но пациент все же должен знать, что его ждет. Скажем, при гарантия в 20% он, скорее всего, уйдет в другую клинику. Наши же клинки  ставят вопрос таким образом – плати, а за исход не отвечаем. В госсекторе ответственности много больше, поэтому, даже если лечение или операция прошли неудачно, постараются провести еще один курс лечения или повторную операцию. А у частников при неудачной операции отправляют пациента куда подальше. Человек вынужден платить деньги еще кому-то, чтобы исправить ошибки прежнего врача. Куда деваться – здоровье ведь дороже. А вот если бы заключались договора, то было бы заранее прописано, что будет делать клиника при неэффективном лечении, станет ли проводить бесплатно повторную операцию или вернет деньги и т.д.

Более того, человек может столкнуться с неожиданными манипуляциями с оплатой. Скажем, на операцию с пациента возьмут 800 манатов, а на руки выдадут чек на 600. И будут объяснять, что неучтенные 200 манатов (сумма может варьировать до 500 манатов) пошла на консультацию суперспециалиста, профессора всевозможных наук, выписанные из-за рубежа особые лекарства и т.д. Причем сам пациент этого специалиста, за которого выложил 200 манатов, в глаза не видел. А красненькие и желтенькие таблетки, которые ему выдавали поштучно, можно выдать за что угодно.

«Ну и о необоснованных обследованиях и анализах. В отечественной медицине, как и в других странах, существует протокол стандартных обследований при поступлении в любую клинику. Такой перечень обязательных обследований у нас остался с советских времен - общий анализ крови, флюорография, кардиограмма, УЗИ и др. Современный протокол, разумеется, более технологичен и широк. Но частникам невыгодно выполнять весь список. Для этого надо закупить соответствующее оборудование, организовать лабораторию, приобрести реактивы и пр. Скажем, при обращении с жалобами на проблемы с сердцем обязательно надо обследовать на эхокардиографе, при проблемах с сосудами нужны допплерография, компьютерная и магнитно-резонансная томография. Но зачем это частникам, когда они и без этого неплохо зарабатывают, загружая пациентов левыми обследованиями и анализами», - сетуют в один голос эксперты.

Словом, картина вырисовывается неприглядная. Но прочему так много людей идет в далеко недешевые частные клиники? Специалисты видят проблему в психологическом аспекте. У многих сложилась такое представление, что если лечение бесплатное, то оно некачественное, платное, мол, гораздо более эффективно. При этом один и тот же врач работает утром в госклинике, а днем - в частной.

Возможно, определенную роль играет и тот факт, что частные клиники, особенно с сомнительной репутацией, выкладывают колоссальные деньги на рекламу. Людей постоянно убеждают, что именно там они получат самое лучшее и единственно эффективное решение проблем со здоровьем. Из общего числа выделяется категория откровенно мошеннических схем, когда самым наглым образом пациентов надувают с помощью псевдоаппаратов и псевдоснадобий. Немаловажен и такой психологический фактор, как роскошный интерьер, отсутствие очередей и даже бесплатный чай-кофе в коммерческих клиниках.

Сложилась парадоксальная ситуация, когда Минздрав не в силах вмешиваться в дела частных клиник. Может, правительству все же стоит пересмотреть законодательство в этой сфере и разрешить проверки в частных клиниках. Ведь речь идет о здоровье граждан.

Эксперты тоже не сомневаются, что в целом привести частный сектор в рамки цивилизованной, ответственной медицины может только государственный контроль за выполнением требований, прописанных в медицинском законодательстве.

Минздраву, как, впрочем, и всей общественности, есть над чем подумать, ибо вопрос здоровья касается каждого из нас. Увы, все мы болеем и все мы смертны. Как и другая аксиома: здоровье и жизнь человека - естественный приоритет в политике любого правительства. Даже в обществе, где девальвирована ценность человеческой жизни…