С ОДКБ возвращаем Карабах? наша передовица

Эйнулла Фатуллаев

Сегодня речь пойдет об имманентной логике развития исторического процесса. Как бы мы ни рассматривали современный мир, развитие общества и государства невозможно исследовать в отрыве от общих законов исторического развития. Чем глубже анализируешь современное политическое развитие, тем убежденнее приходишь к выводу о неумолимости законов истории.

Снова порассуждаем о цикличности и круговороте исторического процесса, рассматривая его сквозь призму российско-азербайджанских отношений. Как бы мы ни превозносили первую Республику, трансформировавшую Азербайджан из географического образования в политическую категорию, все же тогда границы трех закавказских республик, которые ввязались в междоусобные жестокие войны, были признаны международным сообществом условными.

Границы первой Азербайджанской Республики, как и ее независимость, была признана Парижской мирной конференцией всего лишь де-факто. О юридическом признании не было и речи. И лишь советизация Азербайджана помогла защитить и сохранить многие наши исторические земли, на которых компактно проживали тюрки-мусульмане в пределах азербайджанского государства – второй Республики. Территориальный спор между Азербайджаном и Араратской Республикой (Арменией) был решен в пользу второй советской азербайджанской республики. И Карабах, и Нахчыван, и южный Зангезур (нынешние Джебраильский, Губадлинский, Зангеланский районы) остались в составе азербайджанского государственного образования. Можно ли считать советизацию колонизацией? В какой-то мере это определенно была первосортная, просвещенная и прогрессивная колонизация, подарившая нам, в отличие от иранского Азербайджана, – научную элиту, симфонию и балет, серебряную литературу и золотую интеллигенцию… Величайший социокультурологический ренессанс вкупе с первым осознанием национальной государственности – мощный базис, на котором по сей день зиждется третья Азербайджанская Республика.

Таким образом, советизацию, в отличие от царского периода, нельзя воспринимать как классическую русификацию либо колонизацию, поскольку, если быть искренними до конца, – от советизации больше всех остальных пострадал русский народ. Чего не скажешь о национально-культурных образованиях в формате бывшего СССР.

При всех потерях и недостатках советской тоталитарной системы, Азербайджану за краткий исторический отрезок удалось решить две фундаментальные задачи: отстоять искомые исторические земли и сохранить пусть и формальные, но государственные институты.

Почему мы вновь вернулись к историческим параллелям? А потому, что общественная дискуссия, предложенная haqqin.az вокруг идеи вступления Азербайджана в Организацию Договора по коллективной безопасности, вызвала ошеломляющую реакцию не только внутри страны, но и далеко за ее пределами.

Внутри страны посыпались укоры, причем со всех сторон: от западников и пантюркистов, панисламистов и националистов. Дескать, вступление в ОДКБ, которое экспертное сообщество зачастую называет «путинским НАТО», повлечет за собой неосоветизацию Азербайджана. Но когда обыватель сталкивается с логическим вопросом: «а если эта неосоветизация приведет к возвращению исторических земель?», то даже этот обыватель умеряет свой пыл, ибо главной ценностью и национальной идеей, выстраданной в долгой борьбе и кровавой войне с Арменией, остается Карабах. В Азербайджане многие извращают и неверно истолковывают историческую действительность. Ведь сотни тысяч азербайджанцев в далеком 1988 году вышли на улицы не с лозунгами о независимости и отделения от СССР и даже не экономического суверенитета, а с требованиями защиты азербайджанцев, подвергнутых гонениям в Армении и Карабахе. В Азербайджане, в отличие от Грузии и Прибалтики, движение за Карабах трансформировалось в национально-освободительную борьбу. Платформой национальной борьбы был именно Карабах.

Нередко из уст многих представителей азербайджанского общества, вовлеченных в публичные дебаты, которые хаотично перенеслись в соцсети, раздается крамольный вопрос: "Может ли ОДКБ ограничить государственный суверенитет Азербайджана, но при этом открыть путь для возвращения Карабаха?". Но на это мы уже ответили в предыдущих публикациях встречным вопросом – а насколько ОДКБ ограничило суверенитет Казахстана, Кыргызстана или Беларуси? И можно ли себе представить в современном глобальном мире абсолютно независимое государство, не ограниченное влиянием военных либо политических блоков и даже транснациональных международных организаций? Вопрос не праздный и не философский, а политический.

Наиболее рьяно против идеи вступления Азербайджана в ОДКБ выступил официальный Ереван. Еще один насущный вопрос для нашей аудитории – неужели Ереван стал бы громогласно осуждать идею ограничения госсуверенитета Азербайджана?! МИД Армении официально заявил, что Армения использует право вето, чтобы не допустить принятия Азербайджана в ОДКБ.

Общественные дискуссии вокруг вступления Азербайджана в путинское НАТО вызвали панику в правительстве Пашиняна, хотя азербайджанские власти все еще не высказали своей официальной точки зрения. Армянское правительство в отличие от азербайджанских западников и оппозиционеров осознало весь масштаб опасности, которую повлечет за собой вступление Азербайджана, даже на правах партнера-наблюдателя, в ОДКБ. Ведь и для Армении идея миацума и Карабаха – вопрос самостояния, чувства собственного духовного достоинства. А неизбежная конфронтация с Россией по-большому счету ставит Никола Пашиняна в положение последнего лидера Араратской Республики Гарегина Нжде, который почти век назад - в августе 1920 года отступал из Нахчывана под натиском совместных частей российской и азербайджанской армий. И после вступления Азербайджана в ОДКБ мы будем очень близки к повторению этой исторической ситуации.

Обеспокоенность Армении усиливается с каждым днем, ибо сразу же после начала наших общественных дискуссий и громкого заявление председателя комитета Милли меджлиса по правовым вопросам Али Гусейнли в Секретариате ОДКБ начались консультации по выработке нового правового статуса стран-наблюдателей и партнеров в ОДКБ. По всей видимости, такой поворот событий нарушил планы и соросовских кураторов правительства Пашиняна. Вне всяких сомнений, МИД Армении выступил с заявлением о препятствии членству Азербайджана в ОДКБ после консультаций со своими западными партнерами. Ведь после вступления Азербайджана в путинское НАТО Армения потеряет свой последний пояс безопасности.

Спрашивается, насколько велики шансы Армении наложить вето на вступление Азербайджана в ОДКБ?! Конечно же, после ареста генсека ОДКБ Ю.Хачатурова и публичного унижения влиятельного регионального военно-политического блока голос Еревана в Москве услышан не будет. Кто же услышит правительство Пашиняна, если в Азербайджане активно рассматривается военно-политическая интеграция с Россией, а в Ереване выступают с требованием выдворения российских войск и пограничников, освобождают из тюрем террористов организации «Сасна Црер», начавших открытую борьбу против военно-политического присутствия России в Армении.

Армения бросает вызов России. И эти публичные оскорбления ни в коей мере не останутся безответными. Армения уверенными шагами движется к гражданскому противостоянию, политическому краху и социальному коллапсу. Правительство Армении сознательно препятствует расширению пророссийского военно-политического блока. И в Москве, безусловно, это воспринимается как откровенное предательство союзнической идеи.

Итак, мы накануне судьбоносного исторического решения, поскольку демарш Еревана – еще один немаловажный аргумент в пользу вступления Азербайджана в ОДКБ. Азербайджан просто обязан воспользоваться выпавшим историческим шансом и лишить Армению последней надежды на аннексию наших исторических земель…