Смелое заявление Самира Шарифова по горячим следам

Мамед Эфендиев, отдел экономики

Согласно новым правилам государственного бюджета, Азербайджан не будет снижать свои расходы при снижении цен на нефть, сказал министр финансов Самир Шарифов в ходе обсуждения госбюджета на 2019 год на совместном заседании парламентских комитетов. "Когда цены на нефть уменьшаются, мы не должны сразу же снижать свои расходы, потому что это будет наносить второй удар по нашей экономике", - подчеркнул министр.

Как утверждает С.Шарифов, если Азербайджан будет придерживаться этих правил, то защитит себя от больших рисков. Таким образом, новые правила бюджета с одной стороны служат высокой дисциплине расходов в среднесрочной и долгосрочной перспективе, с другой стороны предотвратят выход иностранной валюты на рынок в больших объемах. При этом на валютном рынке предложение должно соответствовать оптимальному уровню, и трансферты должны полностью покрыть спрос на рынке. Значит, решение связанных с нефтяными ценами рисков правительство возлагает на трансферты из Нефтяного фонда, и по его расчетам, спрос на рынке не может превышать объемы трансфертов в бюджет из этого фонда.

Самир Шарифов

Согласитесь, довольно-таки смелое и рискованное утверждение. Ведь по установившейся традиции именно цены на нефть определяют многие макроэкономические показатели госбюджета страны. Да что там отдельные показатели, когда значительную часть ВВП страны и доходной части ее бюджета также определяют прямые и косвенные поступления от нефти. И невольно задаешься  вопросом: не может ли вновь ошибиться в своих расчетах правительство? Ведь, помнится, в недалеких 2014-2015 годах правительство также утверждало, что одних только валютных запасов Центробанка более чем достаточно, чтобы преодолеть любое давление на рынок?  

Но кризис грянул, валютные запасы не помогли. И наши чиновники стали уповать на неблагополучное состояние рынков наших близких соседей и основных экономических партнеров. Сегодня тоже складывается похожая ситуация. Внутренний рынок Азербайджана достаточно стабилен, а рост нефтяных котировок приводит даже к некоторому укреплению маната. А вот соседи и основные партнеры наши (Россия, Турция, Иран, Казахстан…), как и четыре года назад, испытывают немалые трудности, волатильность некоторых национальных валют вызывает порой даже тревогу. Не столкнемся ли с аналогичной ситуацией вновь?

Видимо, этот вариант не совсем исключается. Это видно из того, что министр Шарифов особо подчеркнул усиление давления на манат из-за падения стоимости национальных валют соседних стран. Да, хотя стабилизация цен на нефть может оказать положительное влияние на Азербайджан, нельзя исключать потенциальные негативные последствия экономической нестабильности в регионе на экономику страны. Конечно, падение стоимости нацвалют соседних стран и основных торговых партнеров, с одной стороны, актуализирует вопрос сокращения экспортных возможностей отечественных производителей, а с другой стороны - риск роста импорта в страну. И предотвращение влияния внешних макроэкономических угроз на экономику страны станет одной из основных целей монетарной и фискальной политики на 2019 год. Но раз правительство закладывает такой вариант в свой проект бюджета, то это уже обнадеживает.

Министра поддержал и исполнительный директор Государственного нефтяного фонда Азербайджана (SOFAZ) Шахмар Мовсумов. По его словам, стратегические валютные резервы страны, достигшие за 10 месяцев 45 млрд долларов, предоставляют возможность для успешного осуществления мероприятий с целью противодействия мировому кризису, скорейшего решения экономических, социальных, экологических и других вопросов. Масштабные реформы во всех секторах, либерализация экономики, развитие ненефтяного сектора в последние годы позволили обеспечить устойчивость экономики страны. Страна имеет достаточный потенциал для развития и финансовый потенциал.

Базовые показатели SOFAZ сформированы, как и параметры госбюджета, на основе среднегодовой цены на нефть в 60 долларов за баррель. Соответственно доходы Госнефтефонда на будущий год прогнозируются на уровне 15,579 млрд манатов, что на 28,4% больше доходов в 2017 году, и на 1,8% прогноза на 2018 год. При этом доходы от продажи приходящейся на долю Азербайджана прибыльной нефти и газа составят 13, 218 млрд манатов. Доходы от управления средствами фонда  ожидаются на уровне 1,571 млрд манатов (на 45% больше показателя 2017 года). Такой рост доходов и позволяет применять новые фискальные бюджетные правила по среднесрочному и долгосрочному управлению расходами сводного бюджета, которые  снижают зависимость госбюджета от изменчивости нефтяных доходов, создают условия для усиления бюджетной дисциплины.

Эти правила как раз и являются составной частью реформ, направленных на уменьшение зависимости экономики от нефтяного фактора. А если говорить конкретно, то в результате применения новых фискальных правил впервые в 2019 году предусматривается снижение ненефтяного дефицита в ВВП на 1,7%, что наглядно демонстрирует эффективность этих правил. Кстати, в следующем году расходы нефтефонда, без учета расходов на управление Фондом, прогнозируются в размере 11,364 млрд манатов - на 3,3% больше показателя 2017 года. Но, несмотря на это, профицит бюджета фонда прогнозируется на уровне 4,214 млрд манатов.

Отметим, что доходы госбюджета Азербайджана на 2019 год прогнозируются в объеме 28,0% ВВП или 22 917,5 млн манатов, что на 3,5% или 768,5 млн манатов больше прогнозного показателя на 2018 год. Из них 31,9%  или  7 316,0 млн манатов составляют отчисления по линии Минналогов,  49,6%  или 11 364,3 млн манатов - трансферты из Госнефтефонда, 15,1% или 3451,6 млн манатов - отчисления по линии Государственного таможенного комитета, 3,4% или 785,6 млн манатов - прочие доходы. Расходы госбюджета прогнозируются в размере 24 780,1 млн манатов, что на 7,3% или 1 680,1 млн манатов больше прогноза на этот год. Расходы предусмотрены в объеме 30,2% ВВП. Верхний предел дефицита бюджета установлен в размере 1862,6 млн манатов, что на 72,8% или 784,8 млн манатов выше фактического дефицита бюджета за прошлый год и на 95,9% или 911,6 млн манатов - прогнозируемого дефицита на этот год.