Цех, который убивает Баку наш спецреп, фото+видео

Репортерская группа haqqin.az

Огромное полуразрушенное здание, обнесенное высоким забором, и видная издалека труба, выбрасывающая в воздух клубы черного дыма. Так сейчас выглядит бетонный завод, обеспечивавший в советские годы многие стройки Баку. Теперь здесь тоже завод, вернее, его подобие, выпускающее примитивные металлические конструкции для нынешних строек.

«Металлургическим предприятием» его именуют только владельцы. На самом же деле это такой же, как и его продукция, примитивный кустарный цех образца начала прошлого века. С соответствующим тем стародавним временам оборудованием и производственным процессам. И такой же системой защиты окружающей среды, то есть даже без намека на нее…

А вокруг этого производственного реликта жилые дома. Как, впрочем, и вокруг других, поистине неистребимых «заводов черной металлургии» в Баку. Черной в полном смысле этого слова, потому что все они работают фактически полулегально, потому что выпускают продукцию весьма сомнительного качества и, наконец, потому что отравляют все живое вокруг удушающим черным дымом.

Журналисты haqqin.az много раз посещали и не меньше писали об этих зловредных «заводиках». Нашими усилиями некоторые из них все же закрыли, но далеко не все. На этот раз репортерская бригада нашего портала и тележурналисты канала Real-TV, к большому, понятно, неудовольствию заправляющих здесь «мастеров», прибыла в Бинагадинский район, где в жилмассиве «1-й промысел» вовсю «кочегарит» цех небезызвестных братьев Зульфугарлы, монополизировавших всю кустарную «черную металлургию» в стране.

Просто удивительно, насколько живучи и насколько однообразны эти «черные» предприятия, действующие с нарушением всех мыслимых технологических норм, варварски загрязняющие воздух столицы гарью и тяжелыми металлами. Не менее удивительно, сколь «непотопляемы» их хозяева – кустарные олигархи, братья Зульфугарлы. Не только наш сайт, но и другие СМИ который год бьют в набат, обнародуют факты, свидетельствующие о вреде, которой наносит это производство окружающей среде, о том, что его крайне низкосортная продукция может обернуться катастрофой для новостроек, но ситуация практически не меняется.

Да что мы, если даже требование главы государства Ильхама Алиева положить конец подобной противоправной деятельности, губительно влияющей на экологию города, игнорируется.

Расследование haqqin.az выявило, что на территории Баку и Сумгаита действуют свыше 25 кустарных цехов «черной металлургии», которые ежемесячно перерабатывают около 50 тонн металлических отходов. Весь процесс переработки осуществляется старым дедовским способом в самодельных (!) печах.

Рады не рады хозяевам журналистам, на «завод» они все же попасть попытались. На стук в ворота появляется охранник и говорит, что «никого пускать не велено». Тем не менее репортерская группа уже на территории и снимает «производство». Охранник изо всех сил мешает вести фото- и видеосъемку и все время звонит начальству. Видимо, все же дозвонился и сообщил о визите нежданных гостей, потому что труба вдруг прекращает извергать едкий дым.

А потом появляется и руководитель «предприятия». Им оказался глава ООО Fərid-RR, эксплуатирующего этот цех, Миргасан Азизов. Узнав о теме репортажа, Азизов, явно нервничая, коротко сообщает о деятельности своего цеха - функционирует три года, выпускает арматуру и катанку.

«Мы работаем на законных основаниях. Платим налоги, люди работают у нас по трудовым соглашениям, разве незаконно можно работать?», - заявляет М.Азизов.

Оказывается, развернуть в городе кустарное производство по переплавке металла, загрязняющее воздух и наносящее непоправимый вред здоровью населения, – законно, осуществлять самый настоящий экологический терроризм – законно.

На резонное замечание М.Азизов путанно объясняет, что раньше у них были специальные установки для очистки воздуха, а сейчас они заказали новые в Турции.

«В прошлый раз приходили сотрудники Министерства экологии, проверили здесь все. После их визита мы заказали новые очистительные установки в Турции, которые скоро доставят», - заявил Азизов. Однако почему, пока нет новых, бездействуют старые, этот «металлург» ответить не смог.

Он тоже пытается препятствовать видеосъемке, но репортеры все же успели сделать свою работу, даже несмотря на внезапно подскочившего и истошно закричавшего еще одного работника цеха.

«Ты почему снимаешь? Убери камеру!», - кричал он на журналиста.

Но ведь это не закрытый секретный объект, и если, по словам руководителя цеха, здесь все законно, то почему все так обеспокоены тем, что ведется съемка?

Видимо, чтобы сгладить негативное впечатление, Азизов приглашает журналистов в офис владельца цеха одного из братьев Зульфугарлы, Ровшана, который тоже принялся повествовать об «истории предприятия».

«Мы всего три года здесь работаем. Раньше здесь вообще болото было. У нас работают 40 человек, объем производства небольшой. В Азербайджане цветная металлургия умерла, многие цеха закрылись. Мы с трудом удержались наплаву. Если я закрою цех, то люди без работы останутся, а вы ведь знаете, что сейчас тяжелые времена, безработица», - сетует он.

Ровшан Зульфугарлы не отрицает, что его цех загрязняет окружающую среду, но показывает нам фото очистительной установки, которую заказал в Турции.

«Эта установка стоит примерно 350 тысяч долларов. В прошлый раз сотрудники Минэкологии пришли и оштрафовали нас. Я пообещал тогда, что установлю здесь очистительное оборудование», - прямо-таки с гордостью сообщает он. 

Журналисты заинтересовались, на какую сумму был оштрафован этот цех? В этот момент в наш разговор вмешивается М.Азизов и показывает документы – цех был оштрафован всего на 200 манатов. Штраф уже уплачен.

Поразительно, здоровье тысяч людей, погубленная природа оценены всего лишь в 200 манатов…

«Оштрафуют на большую сумму, я закрою цех и люди останутся без работы. И так наш рынок мертв, что сейчас творится в сфере металлургии – хорошо известно», - грозится Р.Зульфугарлы, видя удивление, вызванное столь мизерным штрафом.

Сразу за воротами «предприятия» дома. Местные жители уверяют, что этот цех уже отравил их существование. Так можно ли то, что тысячи людей вынуждены ежедневно дышать грязным воздухом, оправдать тем, что 40-50 человек, работая в этом цеху, получают по 300-400 манатов в месяц.

«Третий год мы страдаем из-за этого цеха. Каждый день около семи утра в воздух начинают извергаться клубы густого черного дыма. А работают они всю неделю. Только по воскресеньям дыма не бывает. Белье, которое сушиться на улице, к вечеру так пропитывается гарью, словно его в мазут окунули», - возмущается женщина из домов по соседству.

Ее сосед утверждает, что он много раз звонил в Минэкологии, жаловался на то, как им живется рядом с цехом. И на день два работу «предприятия приостанавливали, потом он опять продолжал дымить. «Да мы все уже задыхаемся», - в отчаянии восклицает этот человек.

Еще одна жительница массива, Севда Гусейнова, рассказывает, что из-за трех печей братьев Зульфугарлы, которые ежедневно коптят воздух жилого массива, у многих проживающих здесь уже обнаружены заболевания верхних дыхательных путей.

Севда Гусейнова

«Мы в буквальном смысле задыхаемся. Я позвонила на горячую линию Минэкологии, лично встретила его сотрудников и отвела к этому цеху. Они взяли пробы воздуха, но на этом и все. Владельцы этого цеха ни с кем не считаются – делают все что хотят. Жить здесь стало невыносимо, особенно летом, когда невозможно даже окна открыть. У нас дети во дворах не играют, взрослые на скамейках не сидят – можно задохнуться. Моей маме 77 лет, хочу хоть иногда выводить ее на свежий воздух, но откуда тут этому воздуху взяться? Этот цех все отравил! Зайдите ко мне домой, я покажу вам занавески на окнах, которые стали черными от этого дыма», - говорит Гусейнова.

Несколько раз жители пытались поговорить с руководством цеха, упросить сделать что-нибудь, чтобы прекратить ядовитую дымовую завесу, но их на территорию не пропускали и беседовать с ними никто не собирался.

«Нам говорят, что мы хотим лишить куска хлеба работающих здесь 50 человек. А как тогда быть с тысячами живущих тут людей? Мы и наши дети должны из-за них подвергаться риску заболеть тяжелыми болезнями?», - чуть не плачет женщина.

«Жить здесь невыносимо. Мы каждый день дышим ядом. Каждое утро черный дым этого цеха накрывает весь поселок. От чада копоти даже люди почернели. Это сейчас, увидев вас, они свои печи отключили, чтобы дым не шел», - уверяют журналистов жители проселка. 

Haqqin.az проинформировал Министерство экологии и природных ресурсов об экологическом бедствии в Бинагади. В ведомстве обещали разобраться и сообщить о результатах.