Ошибка Болтона: к чему свергать неугодные режимы? главная тема

Дмитрий Рой, отдел международной политики

Спустя семнадцать месяцев совместной работы Дональд Трамп молниеносно и неожиданно для многих отправил в отставку своего советника по национальной безопасности Джона «Большие усы» Болтона.

Напряжение между ними в последние месяцы нарастало, слухи по Вашингтону ходили разные - но, как это зачастую бывает, развязка произошла неожиданно. Утром 10 сентября Болтон провел традиционное совещание с аппаратом, а на 13:30 у него был запланирован совместный брифинг с государственным секретарем Майком Помпео и министром финансов Стивеном Мнучином. Но за две минуты до полудня ему пришло сообщение от Трампа, и Болтон покинул Белый дом. Брифинг об успехах США в борьбе с международным терроризмом прошел без него…

Процедура расставания президента со своим советником прекрасно продемонстрировала, насколько оба друг от друга за 17 месяцев натерпелись. У обоих накипело настолько, что они даже общей версии этой громкой отставки не выработали. «Я его уволил», - сообщил Трамп. «Ничего подобного, я сам ушел», - ответил Болтон. Впрочем, это уже неинтересные детали, поскольку здесь важнее вопрос не «как?», а «за что?».

Афганистан, Иран, Северная Корея и немножко Китай с Венесуэлой - вот те пункты, на которых споткнулось, а затем и сломалось партнерство Трампа и Болтона. Матерый вашингтонский ястреб, заняв пост советника по национальной безопасности, видел свою миссию в двух важных, по его мнению, вещах.

Во-первых, не дать искреннему, но слегка сумасбродному президенту назаключать неразумных соглашений с «врагами Америки». Во-вторых, с самими этими врагами обойтись кардинально - смести их на свалку, заменить неугодные режимы на более приемлемые. И проблем никаких.

Дональд Трамп, нужно заметить, и сам мастер нагнать жути на оппонентов, и в излишней сентиментальности отродясь замечен не был - но даже его подобное видение американской внешней политики ближайшим советником откровенно изумляло. До определенного момента ястребиный клекот Болтона он пытался купировать ироничными репликами, но потом начал всерьез беспокоиться. «Если бы это зависело от Джона, мы бы сейчас были в четырех войнах», - как-то с улыбкой обронил он реплику на совещании. Красноречивая характеристика, поскольку в каждой шутке есть доля шутки.

Болтон убеждал президента, что жесткий подход и максимальное давление, этакий «кнут» для оппонентов - лучший путь решения всех проблем во внешней политике. А вот «пряники» в его инструментарии отсутствовали полностью. И что в итоге? Вопросы Афганистана и Ирана, Северной Кореи, Китая и Венесуэлы превратились в вязкое болото. Вроде как движение есть, вот только совершенно непонятно куда, в какую сторону, и вообще - такое впечатление, что просто стоим на месте и двигаем ногами.

«Дональд, ты не прав! Не делай этого, Дональд!» - раздавалось в последнее время из аппарата советника по национальной безопасности на любую инициативу Трампа. «После сбитого беспилотника нужно было ударить по Ирану, с Роухани встречаться нельзя, с Ким Чен Ыном бесполезно, с талибами, а уж тем более - китайцами ничего подписывать не нужно, а Мадуро необходимо срочно свергать», - и так ежедневно. Причем на виду у всего мира и американского истеблишмента.

Рэнд Пол

«Угроза войны во всем мире с уходом Джона Болтона из Белого дома уменьшилась, - открыто говорит сенатор-республиканец Рэнд Пол, сенатор-республиканец, которому лично Трамп поручил курировать неофициальные американо-иранские контакты. - Я думаю, что его поддержка смены режимов по всему миру - наивное мировоззрение. И, я думаю, мир станет намного лучше, когда у президента появятся новые советники».

Но в громком деле с отставкой Болтона важно сейчас не впасть в другую крайность. Джон «Большие усы» не был неким уникумом и воплощением зла в американской внешней политике. И с его уходом она, эта внешняя политика, не станет насквозь голубиной, кроткой и сплошной «раздачей пряников» оппонентам и тем, кого Америка считает своими врагами. Подобная точка зрения, которая уже начала гулять в мире, в частности - в администрации Хасана Роухани, является серьезным заблуждением.

Представитель американских ястребов ушел, но сами-то они никуда не исчезли. И если потеряли во влиянии на американский истеблишмент - то не так уж и много. Больше того, отставка Болтона - это не поворот Белого дома американского президента в отношении к целому ряду внешнеполитических проблем на 180 градусов, а придание позиции США на международной арене большей гибкости. То есть того, что всегда исповедовал сам Дональд Трамп.

Да, он готов слушать своих советников, но окончательные решения во внешней политике президент США будет принимать самостоятельно. И окончательную позицию Америки в том, кто ей враг и как с ним обращаться, Дональд Трамп сформулирует сам. Опытный в аппаратных играх и политических интригах Болтон этого не понял. А потому - должен был уйти.