Чем дальше на юг - тем больше там партизан экзотические войны

Дмитрий Рой, автор haqqin.az

Произошедшая 6 ноября атака сепаратистов на юге Таиланда является самой кровавой за последние полтора десятилетия и создает угрозу эскалации конфликта, который длится уже 110 лет.

Благословенный Тай, рай для туристов, где за сравнительно небольшие деньги туристу предложат полный набор «шокирующей Азии» - от восхитительной природы до шоу трансвеститов, от памятников древнего Сиама до непристойных достопримечательностей кварталов «красных фонарей».

экзотическая картинка Таиланда

Но это парадный фасад страны, отлакированный для тех, кто приезжает сюда с пачками купюр различной толщины на пару недель. И этот Таиланд имеет мало общего с реалиями страны, о которых турист, даже приезжая сюда каждый год, может даже и не догадаться.

«Глубокий Юг», провинции страны, Яла, Наратхиват и Паттани, территория, на которой вот уже 110 лет идет, то затухая, то вспыхивая вновь, один из самых кровопролитных конфликтов в Юго-Восточной Азии - мало известный международной общественности, но от того не утративший своей ожесточенности.

Шестого ноября группа неизвестных скрытно подобралась к контрольно-пропускному пункту местного ополчения - вооруженных отрядов из жителей местных деревень - и открыла по нему шквальный огонь из автоматического оружия, забросав также гранатами. 15 человек были убиты на месте. После этого нападавшие растворились в джунглях, предварительно густо усеяв путь своего отхода связками шипов из гнутых гвоздей и поставив пару «растяжек».

вековая война в разгаре

Это стало самой масштабной и кровавой атакой местных сепаратистов за полтора последних десятилетия, с 2004 года, когда на мятежной территории «глубоко Юга», еще недавно казавшейся вполне «усмиренной», вновь начали вспыхивать очаги мятежа.

За эти полтора десятилетия с обоих конфликтующих сторон погибло более семи тысяч человек, вот такой «безмятежный Таиланд» получается, и конца этой неизвестной войне не видно.

Сто десять лет назад нынешний «Глубокий Юг» был независимым Малайским султанатом, до тех пор пока в 1909 году королевство Сиам (тогдашнее название Таиланда) не аннексировало его. С тех пор война здесь не прекращается, а живущие здесь мусульмане категорически отказываются от сиамофикации. Продолжая требовать автономии, использования своего диалекта в официальном обращении и изучения его в школах, а также беспрепятственного отправления религиозных обрядов.

И все сто десять лет Бангкок им в этом отказывает, опасаясь, что «дай волю, и они, местные, создадут свое собственное государство, а рядом с ними - Малайзия, которая это поддержит». Аналитики и эксперты вполне справедливо указывают, что предоставить некоторую культурную и административную автономию «глубокому Югу» будет гораздо более выгодным, чем ежегодно расходовать огромные средства из казны для содержания там армейских частей и внушительного корпуса сил безопасности.

мусульмане отказываются от сиамофикации

В Бангкоке думают иначе, более того - пошли дальше по пути эскалации и начали создавать «отряды самообороны». То есть вооружать население местных деревень, из правильных, лояльных правительству - и враждебно настроенных к мусульманскому населению «глубокого Юга». Население таковых - примерно 20 процентов от общества количества проживающих в трех провинциях. И в одночасье остальные 80% оказались «гражданами второго сорта».

С прошлого века сформировалось вооруженное сопротивление, в первую очередь, Barisan Revolusi Nasional (BRN) - наиболее многочисленная и хорошо вооруженная из действующих на этой территории. В свое время она представляла серьезную опасность для всего Таиланда, действовала размашисто и жестко. И для борьбы с ней Бангкок обратился к помощи США, а точнее, к специалистам по антиповстанческой борьбе из ЦРУ.

Кстати, тогда в Таиланде и других государствах региона широкое распространение получили версии о том, что «американские военные подстрекают мусульман к насилию, чтобы оправдать создание своих баз в регионе». А ЦРУ так вообще  финансирует повстанцев - для того, чтобы оправдать расширение присутствия США в регионе под предлогом глобальной войны с террором.

тропа войны

Американцы постарались максимально использовать в своих целях предоставленные им властями Таиланда возможности - вплоть до создания «тайной тюрьмы», что Бангкок до сих пор отрицает. Но кроме того, что захватили здесь в 2003 году лидера индонезийских боевиков-исламистов Хамбали, возглавлявшего связанную с «Аль-Каидой» группировку «Джемаа Исламия», организовавшую теракт на индонезийском острове Бали в 2003 году, еще и сумели хорошо проредить верхушку сепаратистов.

И хотя полностью разгромить их не удалось, американцы и таиландские спецслужбы сумели не допустить того, чтобы повстанцы установили тесные рабочие связи с исламистами.

Но времена меняются, попутно обнуляя прошлые успехи. Как считают местные специалисты по безопасности региона, в сепаратистских и повстанческих группировках сейчас происходит ротация руководства. Старые командиры уходят - годы, подорванное в джунглях здоровье и тяга к покою, а на их место идет агрессивная молодежь, мечтающая о громких «акциях» и прилежно изучающая тактику «Исламского государства».

Своеобразный конфликт поколений приобретает неожиданный поворот. Нет, молодые лидеры не спешат с присягой «Халифату», как бы то ни было - но успехи что аль-Каеды, что ИГ в Юго-Восточной Азии, вопреки предпринимаемым усилиям, еще достаточно «скромны». Однако тактика и стратегия, организация подпольных сетей и схем финансирования повстанческой деятельности, применявшиеся этими исламистскими группировками, для тайских сепаратистов и прочих повстанцев региона выглядят очень соблазнительными, вызывают желание «повторить».

Что, безо всякого сомнения, вызывает серьезную тревогу у властей Таиланда. Экзотическая местная столетняя война грозит выйти на новый виток. А как это предотвратить - пока совершенно не ясно. Одними силовыми методами здесь не обойтись, но к политическим, административным и культурным реформам на «глубоком Юге» Бангкок пока совершенно не готов.