Акрам Гасанов отвечает Эльману Рустамову: «Ведь AGbank - это не карманный банк!»

Отдел информации

Вчерашнее интервью главы Центробанка Эльмана Рустамова телеканалу Real TV о ситуации вокруг закрытых банков свидетельствует о том, что общественное мнение усиливается и чиновники вынуждены реагировать на обсуждения в СМИ и социальных сетях. Об этом на своей странице в соцсети Facebook написал известный юрист и экономист Акрам Гасанов.

Акрам Гасанов отметил, что практически всё интервью главы Центробанка было посвящено двум закрытым банкам - Atabank и Amrahbank, а также AGBank и NBC Bank, в которых было введено временное администрирование. Из-за отсутствия возможности вступить в открытые дебаты с чиновниками Центробанка Акрам Гасанов решил ответить на интервью Эльмана Рустамова через Facebook.

«Во-первых, должен отметить, что Эльман Рустамов частично подтвердил мои слова, которые я твержу последние десять дней. Среди этих четырех банков ситуация с AGBank сильно отличалась. В отличие от первых трех банков, AGBank не является «карманным банком». Он не служит только бизнес-интересам своих владельцев. Мы должны признать, что ни один клиент AGBank не жаловался на то, что не может получить своих денег. Когда господин Рустамов говорил о проблемах банков, то он ничего не сказал про AGBank. Возникает вполне логичный вопрос, если клиенты не жалуются на AGBank, а о его проблемах нам не рассказывают, то почему в этом банке было введено временное администрирование?», - сказал Акрам Гасанов.

Он также отметил, что в своем интервью Эльман Рустамов больше ссылался на цифры, но когда речь зашла об AGBank, то полная информация представлена не была. Эксперт считает, что если бы глава Центробанка обнародовал статистику и по этому банку, то возникли бы крайне неудобные для него вопросы.

«К примеру, было сказано, что в закрывшихся Atabank и Amrahbank было 400 миллионов манатов вкладов физических лиц и только 18 миллионов манатов юридических лиц (и то в основном деньги, относящиеся к бизнесу владельцев банков). Насколько мне известно, в NBC Bank тоже осталось всего 4 миллиона манатов юридических лиц. Иными словами, при закрытии банков деньги в основном потеряют физические лица, и Фонд страхования кредитов полностью компенсирует эти потери. А денег юридических лиц там очень мало. Но, насколько мне известно, в AGBank вклады физических лиц составляют 140 миллионов манатов, а средства юридических лиц – 90 миллионов манатов. Значит, при закрытии этого банка предприниматели потеряют 90 миллионов манатов. Вы хоть представляете, что это означает? Именно для того, чтобы избежать неудобного сравнения и лишних вопросов, Эльман Рустамов не стал раскрывать эти цифры», - сказал Гасанов.

Эксперт отметил, что, в отличие от трех других банков, AGBank является корпоративным банком.

«Его основными клиентами являются предприниматели. Из кредитного портфеля банка в 240 миллионов манатов 85% составляют бизнес-кредиты, и лишь 15 процентов – потребительские кредиты. Эльман Рустамов заявил, что банки воспользовались указом президента по проблемным кредитам. Но не сказал, что из этого указа извлекли выгоду лишь банки, выдававшие потребительские кредиты, потому что этот указ касался именно потребительских кредитов. На банки, которые выдавали бизнес-кредиты, включая и AGBank, это мало повлияло. Иными словами, государство не помогло банкам, которые выдавали бизнес-кредиты. И не случайно, что азербайджанские банки, вопреки призыву президента, склонны выдавать больше потребительских кредитов. Они уже знают, что в тяжелой ситуации, чтобы избежать социального недовольства, государство поможет выплачивать именно потребительские кредиты», - заявил юрист.

По словам Гасанова, основные претензии главного банкира к четырем банкам связаны с их отрицательной капитализацией. И вправду, человек, мало сведущий в банковском деле и не знающий, что такое общий капитал, может сказать, что банки с отрицательным капиталом не могут функционировать. Но на самом деле речь идет об общем капитале, рассчитанном по методике Центробанка. Эльман Рустамов пытается запутать общественное мнение, подменяя понятия "капитал" и "общий капитал".

«Давайте рассмотрим этот вопрос на примере AGBank. Так, акционеры банка разместили в нем 50 миллионов манатов. В то же время физические лица разместили 140 миллионов манатов, а юридические – 90 миллионов манатов. Значит, банк имеет собственных средств на 50 миллионов и средства клиентов на 230 миллионов манатов. Суммарно у банка должно быть средств на 270 миллионов манатов. Кредитный портфель банка составляет 240 миллионов манатов (85% бизнес-кредиты, 15% потребительские кредиты). Оставшиеся 30 миллионов манатов составляют другие активы: здания, автомобили и т.д. Эльман Рустамов сказал, что 54% кредитного портфеля банка составляют проблемные кредиты. Поэтому Центробанк требует создать резерв по данному портфелю. Резерв должен вычитываться из общего капитала. Исходя из этого, Центробанк заявляет: общий капитал AGBank составляет минус 195 миллионов манатов (50 миллионов манатов активы акционеров, 145 миллионов манатов – деньги клиентов).

Но в действительности ситуация обстоит иначе. Залоговое обеспечение выданных со стороны AGBank кредитов превышает 200 миллионов манатов, но Центробанк почему-то не учитывает это в своей методике расчета общего капитала. Иными словами, после того, как банк выиграет в суде дела против должников и продаст с аукциона имущество, то сможет вернуть свыше 200 миллионов манатов. Этих денег с лихвой хватит не только на то, чтобы вернуть деньги клиентов, но и деньги акционеров. При этом общий капитал банка будет выше требуемых 50 миллионов манатов. Все это связано лишь с бюрократией и затягиванием времени в судах. Как бы то ни было, Центробанк мог бы выдать кредит AGBank, который бы банк возвращал по мере завершения судебных дел. Но Центробанк не сделал этого и тем самым дал сигнал другим банкам, чтобы они не выдавали бизнес-кредиты, потому что могут закончить, как AGBank», - сказал эксперт.

Юрист заявил, что в случае закрытия AGBank Фонд страхования кредитов не сможет обеспечить возвращение кредитов. Государство вернет 140 миллионов манатов физическим лицам, а бизнесмены потеряют 90 миллионов манатов. И после этого ни один банкир не рискнет иметь дело с бизнес-кредитами.

«Причина того, что я выступаю в защиту AGBank, заключается в том, что, в отличие от многих других банков, он является независимым, не связанным с олигархами корпоративным банком. Даже те предприниматели, которые брали деньги в олигархических банках, продолжали выбирать обслуживание AGBank. Этот банк имел высокий уровень обслуживания. Моя задача - оказать поддержку независимому корпоративному банку. В противном случае банковский сектор страны будет еще больше монополизирован, упадет уровень обслуживания, а наблюдаемый кризис еще больше усугубится», - сказал он.