В Италии настоящий «Спрут» и настоящий Комиссар Каттани новое громкое дело мафии

Эльнур Эминоглы, автор haqqin.az

В Италии начались слушания по крупнейшему за последние 30 лет делу в отношении мафии: на скамье подсудимых – 355 участников криминального синдиката «Ндрангета». Имена 355 участников зачитывали 3 часа.

В процессе участвуют более 900 свидетелей обвинения и 400 адвокатов, а также беспрецедентное число бывших мафиози – 58, которые готовы нарушить свой кодекс молчания, «омерта» и разоблачить секреты «Ндрангеты».

В зале суда. Подсудимые на экранах

Мафиози и связанных с ним коррумпированных политиков, бизнесменов и юристов обвиняют в многочисленных преступлениях: убийствах, наркоторговле, рэкете, отмывании денег, даче и получении взяток и злоупотреблении должностными полномочиями.

Три часа шло перечисление членов клана Манкузо и их подельников. Сам глава, 66-летний «Дядюшка» Луиджи и остальные - с кличками «Волк», «Толстяк», «Блондинчик», «Козленочек», «Сладкая конфетка» и «Отжиматель». Именно они были главной мишенью расследования, начатого в 2016 году самым известным прокурором Италии Николой Граттери, который обошел по своей популярности образ мифологизированного и художественного комиссара Каттани.

Последний столь масштабный процесс против преступных синдикатов Италии проходил в 1986-1987 годах, когда на скамье подсудимых оказались 338 участников сицилийской «Коза Ностры». В отместку за это были убиты прокуроры Джованни Фальконе и Паоло Борселино. 62-летний Николо Граттери довел дело до ареста и процесса, при этом умудрившись остаться в живых. Правда, большую часть жизни провел под защитой государства и полиции.

Как долго продлится его везение – неизвестно. Хотя корни Ндрангеты в бедной Калабрии, по своей мощи она не уступает ни «Коза Ностре», ни неаполитанской «Каморре», ведь ее ежегодный доход оценивается в 50 миллиардов евро.

История этой организации мало чем отличается от того, что мы знаем о «Коза Ностре» из фильмов о доне Корлеоне. Сельская местность, защита интересов латифундистов и вот это все. Правда, резкий рост акций Ндрангеты на криминальной бирже, в отличие от сицилийских коллег, существенно задержался.

Стартапом для нее стали 1960-е, когда в Калабрии началось бурное строительство, стали прокладывать «автостраду Солнца», соединяющую Салерно с Реджио Калабрия, и железную дорогу из Неаполя. Ндрангета не могла пропустить такой шанс и внедрилась в строительные работы. Миллионы лир стали оседать в карманах калабрийских мафиози.

Калабрия - родина Ндрангета

В то же время появился еще один источник доходов - контрабанда сигарет, но в те годы никто и представить себе не мог, во что это выльется, хотя страсти кипели нешуточные: в 1967 глава семьи Макри убил главу семьи Корди, чтобы забрать у него груз объемом в 1700 ящиков сигарет.

Менялись времена – менялся и бизнес. В 1970-е Ндрангета специализировалась на похищении людей, а в 2000-е переключилась на наркотики. И к 2014-му уже контролировала 60-80 процентов кокаина на европейском черном рынке. Члены Ндрангеты первыми из европейцев начали торговать напрямую с медельинским картелем и лично Пабло Эскобаром, чтобы возить через океан чистый кокаин без наценок и посредников. После ареста Эскобара переключились на Мексику и тоже были в этом первыми. Бизнес-партнером калабрийцев по кокаину стала банда «Los Zetas».

Для прикрытия этой деятельности в европейских странах были созданы транспортные компании, которые перевозили контрабандные наркотики вместе с обычными товарами: бананами, рисом, древесиной.

По документам эти фирмы занимались легальной деятельностью, но фактически они находились в собственности Ндрангеты, как и ряд итальянских ресторанов и кафе-мороженое, которые служили перевалочными базами для транспортировки наркотиков. Больше того, и здесь мафиозо не отказывались от лишней «копеечки» - зачастую владельцы этих заведений заявляли о взломах и кражах, чтобы обманным путем получить деньги от страховых компаний в качестве возмещения ущерба.

Прокурор Николо Граттери уже 30 лет живет под охраной полиции

Ну и заодно синдикат занимался торговлей оружием, вымогательством и похищениями, охотно перевозил ядерные материалы. В 2013 - 2014 году его финансовый оборот составлял 3,4% ВВП Италии, что равнялось расходам страны на оборону.

А в 2015 году Ндрангета вышла на финансовые рынки. За пять лет ей удалось продать облигации, обеспеченных счетами итальянских больниц, как минимум на €1 миллиард евро.

Схема выглядела примерно следующим образом. Многочисленные компании, напрямую или косвенно связанные с Ндрангетой, оказывали калабрийским больницам услуги. Здравоохранение в Италии финансируется централизованным образом. По многим счетам накапливалась задолженность. Через определенное время по этим счетам начислялась пеня, и они превращались в своего рода финансовый инструмент. В них, как в облигации, можно было вкладывать деньги и получать по ним проценты.

Компании специального назначения (SPV) скупали счета со скидкой, размещали их среди других активов и обеспечивали ими специальные бонды. Кроме британской столицы, сомнительные инструменты продавались в Люксембурге, Монако и Милане. Людей, желающих заработать на «больничных» бондах во времена рекордно низких ставок, естественно, нашлось немало.

Среди институциональных владельцев долговых инструментов, связанных с калабрийской мафией, были как солидные банки, например, один из крупнейших в Европе Banca Generali, так и пенсионные, хеджевые фонды и различные семейные офисы.

Жизнь, казалось бы, удалась: В Швейцарии Ндрангета хранит деньги, в Голландии и Бельгии — контролирует порты, в Альпах и на Лазурном берегу — владеет недвижимостью, в Болгарии — крышует туристический сектор, в родной Италии — плотно вовлечена в строительный бизнес.

Место за решеткой преступникам уже готово

В 2010 году синдикату был нанесен тяжелый удар — был арестован один из главарей, 70-летний Джованни Тегано, а кроме того - были задержаны еще 218 членов Ндрангеты в пяти странах мира. Но разгромить картель не удалось — ведь он состоит из тысяч братьев и сестер, дядей и тетей, десятков семей, объединенных кровью и клятвами. Часть мафиози теперь пытается уйти во власть, другие эмигрируют и основывают ячейки Ндрангеты в новых странах.

И вот – новый удар от Николо Граттери, с упорством бульдога шедший за кланом Манкузо 14 лет, с 2006 года, когда один из членов клана, Луиджи Бонавентура, согласился работать на прокурора и за эти годы сдал ему буквально весь клан, который сейчас и предстал перед судом.

Он-то, Луиджи Бонавентура, заживо приговоренный Ндрангетой со всей своей семьей к смерти, и рассказал, что синдикат взял новый курс. Его боссы больше не обучают своих детей убивать, а инвестируют в их образование, чтобы те становились банкирами и юристами. И управляли огромным «экономическим королевством» Ндрангеты – теми предприятиями, которые были созданы преступным сообществом за эти годы.

Примечательно, что пандемия не только не нанесла ущерба Ндрангете – но и способствовала активизации ее деятельности. Резко выросла торговля на «черных интернет-рынках». В данный момент в Европе организованные криминальные группы масштабно скупают предприятия в гастрономической отрасли, которые из-за пандемии переживают кризис. Скупаются целые сети ресторанов и отдаются в руки третьих лиц. После этого заведения продолжат свою работу. Правда, чем они будут там в реальности торговать – уже другой вопрос. Главное, что Ндрангета и дальше будет получать свою прибыль. Коронаэпоха ей в этом не помеха, а скорее, подспорье.