Российская авиация бомбит Идлиб, а российского посла вызвали в МИД Турции Что происходит? все еще актуально

Икрам Нур, автор haqqin.az

Посол России в Анкаре Алексей Ерхов вчера был вызван в турецкий МИД в связи с обострением ситуации вокруг Идлиба.

«Турецкая сторона выразила российскому послу свою обеспокоенность по поводу имевших место инцидентов. Особая озабоченность была высказана в связи с атакой на больницу. В результате удара российской авиации 21 марта по провинции Идлиб на северо-западе Сирии погиб один мирный житель, еще двое получили ранения. Боевые самолеты, которые, по данным вооруженной оппозиции, принадлежали России, также атаковали район Сармада в Идлибе, переход Баб-эль-Хава на сирийско-турецкой границе и район близ трассы M4.

после бомбежки Дамаск нарушил режим прекращения огня в Идлибе

В тот же день силы режима Башара Асада и террористические проиранские группировки нарушили режим прекращения огня в Идлибской зоне деэскалации и обстреляли больницу в районе Эль-Этерип провинции Алеппо, в результате чего погибли 7 мирных жителей, в том числе ребенок», - говорится в заявлении турецкого дипломатического ведомства по этому поводу.

Но есть из кипящего Идлиба новости более тревожащие. Турецкие военно-воздушные силы впервые за 17 месяцев нанесли удары по провинции Ракка, что вызвало крайнее недовольство уже в самой Москве.

Только на прошлой неделе Анкара дважды обращалась к Москве с просьбой повлиять на Дамаск после атак сирийских военных и иранских прокси по районам Сирии, входящим в турецкую зону ответственности. Так, 14 марта в результате ракетно-артиллерийских ударов были уничтожены несколько бензовозов с сирийской нефтью в районе города Джераблус в провинции Алеппо на границе с Турцией.

Обстрелам подверглись также склады с нефтепродуктами в соседних селах. Примерно за неделю до этого СМИ сообщали об ударах по рынку нефтепродуктов в городе Эль-Баб в 38 км к северу от Алеппо и уничтожении около 180 бензовозов и грузовиков.

А в конце прошлой недели выпущенные со стороны сирийских военных ракеты упали уже в турецкой провинции Килис. «Пострадавших нет, никакого ущерба не причинено. Российская Федерация была уведомлена о необходимости прекратить огонь. По точкам, из которых, как было определено, велся обстрел, немедленно был открыт ответный огонь», - прокомментировали ситуацию в Министерстве обороны Турции. А Реджеп Тайип Эрдоган пообещал и дальше отвечать на атаки с «многократной силой».

Аналитики и наблюдатели уже неоднократно предупреждали, что противоречия вокруг Сирии все больше накаляются. К этим заявлениям многие отнеслись с недоверием, мелкие конфликты множились, но списывали на «рабочий процесс деэскалации».

Анкара опасается, что подобные удары отпугнут турецких инвесторов от работы в этих районах

Так, министр обороны РФ Сергей Шойгу в интервью казахстанскому агентству «Тенгриньюс» отметил, что России и Турции удается находить компромиссы даже там, где это кажется невозможным: «Если говорить об отношениях с Турцией, у нас идет очень непростая, очень сложная, но очень результативная работа».

Анкара публично своих претензий к российской стороне также не выдвигала. Однако президент Эрдоган в статье, опубликованной в середине марта агентством Bloomberg и посвященной десятилетию конфликта в Сирии, явно апеллировал к Западу и призывал его оказать помощь Анкаре, чтобы положить конец «трагедии в этой стране».

Очевидно, что утерян контроль над действиями отдельных частей сирийской правительственной армии, которая в союзе с иранскими прокси атакует цели, которые согласно российско-турецким договоренностям, как гласным, так и негласным, не должны быть атакованы.

Ведь, помимо прочего, Анкара опасается, что подобные удары отпугнут турецких инвесторов от работы в этих районах. Особенно с учётом угрозы того, что их бизнес, товары и транспортные средства могут быть просто разнесены в клочья, как это случилось в Баб-эль-Хава.

Перед Москвой и Анкарой ситуация в Идлибе и приграничных с Турцией сирийских районах формирует новый и сложный вызов, требующий немедленного ответа, пока кипящий в Сирии «котёл с неприятностями» не рванул вновь.

И Россия, и Турция готовы договариваться, готовы корректировать ранее достигнутые соглашения – но вот как далеко могут зайти в противодействии этому Дамаск и Тегеран, играющие в этой ситуации свою партию, предстоит узнать в самое ближайшее время.