Израиль должен отказаться от РКРТ, чтобы вступить в гонку с Турцией наши заметки

Ильгар Гусейнов, автор haqqin.az

Высокая эффективность турецкого БПЛА Bayraktar на полях сражений в Ливии, Сирии, отличные боевые показатели в 44-дневной войне в Карабахе стремительно увеличили экспорт этого оружия в мире. Все больше стран начали закупать Bayraktar TB2 и демонстрировать его на военных парадах. Последним это сделал Туркменистан в День независимости страны.

Следует отметить, что Bayraktar TB2 - первый и уникальный БПЛА Турции, слава о котором быстро распространилась по всему миру в дни Карабахской войны. В тех боевых действиях отлично зарекомендовали себя и состоящие в арсенале азербайджанской армии израильские разведывательно-ударные беспилотники - кошмарившие армянскую армию дроны-камикадзе Harop IAI и многоцелевой Heron TP.

Дроны в Карабахе стали проклятьем для армян

Не говоря уже о том, что Harop громит командные пункты, укрытия живой силы, ПВО, артиллерию, боевую технику противника, так еще устрашающий рев этого дрона, кружащегося в небе в поисках вражеского объекта, надолго угнетает психику и боевой дух солдат.

Азербайджанская армия - одна из немногих в мире вооружена беспилотниками различного назначения и класса как турецкого, так и израильского производства.

Вместе с тем, как сообщает турецкая газета Yeni Şafak, растущий спрос на турецкие БПЛА вызвал беспокойство у израильских производителей этого вооружения. Издание приводит данные нью-йоркского журнала Breaking Defense, который  утверждает, что компании оборонной промышленности Израиля обратились к правительству с призывом отказаться  от соблюдения технических ограничений, налагаемых требованиями международного соглашения о Режиме контроля за ракетными технологиями (РКРТ). Примечательно, что Израиль не является членом РКРТ, но взял на себя обязательства соблюдать его положения. При этом Израиль и КНР, который так же не является членом РКТР, фактически поделили мировой рынок боевых дронов. 

Отметим, что Режим контроля за ракетными технологиями - это неформальное объединение 35 стран. Основано оно в 1987 году, в 1995-м к нему присоседилась Россия. В рамках принятых в соответствии с РКРТ договоренностей страны объединения придерживаются определенных ограничений на экспорт вооружений и технологий, обмениваются информацией и координируют свою национальную лицензионную деятельность. Отказ от РКРТ значительно увеличит для Израиля возможности экспорта своих БПЛА.

В период своего президентства Дональд Трамп также выступал за пересмотр участия США в РКРT, поскольку США не могли продавать свои тяжелые беспилотники таким странам, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Иордания, Румыния и др, а поставляли лишь ближайшим союзникам - Великобритании, Франции и Австралии.

У Израиля два конкурента на глобальном рынке - Турция и США

Прежде всего американцы хотят вывести из ограничений продажу дронов первой категории, то есть с дальностью полета 300 км при весе полезной нагрузки 500 кг. Именно такими беспилотниками Reaper (Хищник) они ликвидировали лидеров «Аль-Каиды» Мустафу Абу Язида, Мохаммеда Эмвази, известного как шейх аль-Масри, и командующего мобилизационными силами КСИР Касема Сулеймани.

По некоторым данным военных экспертов, США уже лидируют в сфере производства боевых дронов. Вероятно, к 2028 году американская армия будет иметь больше беспилотников-разведчиков, чем весь остальной мир вместе взятый.

Если наряду с Израилем и США откажутся от условий РКРТ, то очень скоро в схватку за многомиллиардный мировой рынок боевых БПЛА между Нarop и Bayraktar включится и американский Reaper.

Отметим, что Азербайджан совместно с израильской компанией Aeronautics Defense Systems» наладил производство стратегических беспилотников. С 2017 года совместная компания Azad systems производит БПЛА-камикадзе Orbiter 1K, который получил название Zərbə 1K. Уже во время второй карабахской войны успешно применялись боевые дроны Orbiter 2М, Orbiter 1KOrbiter 3.