Пекин: стратегия «Один пояс, один путь» теперь получает и Африку наш обзор

Отдел международной информации и политики

Как уже сообщал haqqin.az, Китай начал и продолжает масштабную экспансию на Черный континент, рассматривая его гигантский и пока не использованный мировыми державами в полной мере потенциал. Председатель Си Цзиньпин выступит с программной речью по видеосвязи на министерской встрече Форума китайско-африканского сотрудничества, которая начнется 29 ноября.

Стало известно, что Эритрея и Гвинея-Бисау уже присоединились к инициативе «Один пояс, один путь», плану развития торговли и инфраструктуры президента Си Цзиньпина, в преддверии ключевой встречи Форума по китайско-африканскому сотрудничеству (FOCAC), сообщает South China Morning Post.

Ожидается, что сотрудничество с Эритреей укрепит позиции Китая на Африканском Роге и в Красном море, где Пекин имеет обширные интересы, начиная от строительства военной базы и заканчивая мегапроектами инфраструктуры, такими как порты и железные дороги.

По словам наблюдателей, с присоединением к глобальному проекту «Один пояс, один путь» Гвинеи-Бисау Пекин сможет расширить свое влияние вдоль побережья Западной Африки.

В прошлый четверг посол Китая в Эритрее Кай Ге и министр иностранных дел Эритреи Осман Салех подписали от имени своих правительств меморандум о взаимопонимании. Днем ранее к этой инициативе присоединилась Гвинея-Бисау, шаг, который «не только будет способствовать обмену в различных областях, но и ознаменует новую главу в отношениях между двумя странами», по словам Ву Пэна, генерального директора министерства иностранных дел Китая.

В рамках стратегии «Пояса и Пути» Китай уже профинансировал строительство автомагистралей, железных дорог и электростанций по всей Африке. В 2019 году в Кении открыта внушительных параметров железная дорога, длиной 120 километров, в которую КНР вложила 1,5 миллиарда долларов США. Впечатляет эстакада, по которой из столицы Найроби на большой высоте над землей мчатся многовагонные скоростные поезда к границе с Угандой.

Правда, сразу же критиками проект был назван «белым слоном», который погрузит экономику Кении в долги. Китай тем временем хочет проверить дальнейшую ситуацию, чтобы вложить в эту страну еще 3,7 миллиарда.

Одновременно с кенийским проектом в Анголе благодаря инвестициям из Пекина были открыты современный аэропорт, а также система водоснабжения.

В районе Африканского Рога Срединная империя инвестировала немалые средства и построила железнодорожную линию, идущую от столицы Эфиопии Аддис-Абебы до порта Джибути на Красном море.

Китай создал и свою первую зарубежную военную базу в Джибути, а также профинансировал инфраструктуру мегапортов и портовых терминалов в этой стране.

Китай также вложился на несколько других проектов в Эфиопии, Кении и Судане, но ухудшение ситуации с безопасностью на Африканском Роге, особенно в Эфиопии, обеспокоило Пекин.

Джон Калабрезе, директор проекта «Ближний Восток и Азия» в Американском университете в Вашингтоне, сказал, что китайцы сделали ставку на стабильность в Эфиопии при правлении премьер-министра Абий Ахмеда - так же, как и многие другие. Во многих отношениях Эфиопия казалась главным кандидатом Пекина на роль краеугольного камня в достижении его коммерческих и геополитических целей на Африканском Роге и за его пределами.

«По мере того, как дела в Эфиопии пошли наперекосяк, Пекин, возможно, решил еще больше диверсифицировать свои отношения в районе Рога, укрепив связи с Эритреей», - сказал Калабрезе.

«Что касается Эритреи, недавнее введение санкций США в связи с ее ролью в продолжавшейся год гражданской войне в соседней Северной Эфиопии сделало полезным, если не необходимым, установление связи с другими заинтересованными партнерами»,- сказал Калабрезе. - «Пекин, как всегда, настроен оппортунистически, возможно, тем более, что стратегическое соперничество США и Китая обострилось», - сказал он.

Что касается Гвинеи-Бисау, Калабрезе сказал, что китайцы очень активны в секторе лесозаготовок и глубоководном рыболовстве, а также заинтересованы в разведке нефти. Страна также была бенефициаром «вакцинной дипломатии» Пекина. «(Китайцы) участвовали в нескольких громких инфраструктурных проектах, в частности, в проекте строительства автомагистрали. Однако правительство Гвинеи-Бисау надеялось получить гораздо больший приток инвестиций, чем сразу после обещания, сделанного Си Цзиньпином в 2018 году», - говорит Юн Сун, директор китайской программы в Центре Стимсона в Вашингтоне. Она также сказала, что Эритрея находится в критически важном месте, соединяющем центральную и восточную Африку и Красное море. - «Вместе с Джибути она блокирует доступ Эфиопии к побережью (Красного моря). В стране наблюдалась внутренняя политическая нестабильность, но в последние годы ситуация улучшилась, особенно по сравнению с Эфиопией», - сказала Юн Сан. Директор Сан отметила, что Гвинея-Бисау на западноафриканском побережье и соседняя Гвинея недавно также прошли через внутренние беспорядки. По ее словам, именно Китай настаивал на создании «Пояса и Пути», чтобы охватить и соединить под своим крылом больше стран в Африке. «Учитывая предстоящую встречу FOCAC ... неудивительно, что Китай попытался втянуть в свою орбиту больше стран», - сказала она.

Восьмая министерская конференция FOCAC начинается в понедельник в Дакаре, столице Сенегала, западноафриканского соседа Гвинеи-Бисау. Председатель КНР Си Циньпин посетит церемонию открытия двухдневного форума по видеосвязи и выступит с программной речью, в то время как министр иностранных дел Ван И и министр торговли Ван Вэнтао будут присутствовать лично.

Ван И, который также является членом государственного совета, накануне встречи нанесет официальный визит в Сенегал. Африканские страны подталкивают Китай к заключению более выгодных торговых сделок перед саммитом в Сенегале.

Министерство иностранных дел Китая заявило, что форум стал «еще одним случаем, когда председатель Си Цзиньпин и лидеры африканских стран совместно наметят план действий».

С учетом участия Эритреи и Гвинеи-Бисау число африканских стран, подписавших меморандумы о взаимопонимании с Китаем, увеличивается до 48. Ранее в этом году Демократическая Республика Конго, где китайские компании имеют интересы в горнодобывающей промышленности, и Ботсвана присоединились к инициативе, когда Ван И посетил эти две страны.

Теперь пока что Буркина-Фасо, Эсватини, Маврикий, Сан-Томе и Принсипи и Малави остаются единственными африканскими странами, которые не присоединились к плану создания «поясов и путей».

Интересно, что Эсватини (ранее Свазиленд) не подписал соглашение, поскольку признает Тайвань. Тут власти этой страны входя в конфликт с Пекином, который считает Тайвань «мятежной отколовшейся территорией, ожидающей воссоединения с материковым Китаем». В свою очередь, Буркина-Фасо и Сан-Томе и Принсипи возобновили отношения с Пекином после разрыва отношений с Тайбэем в 2018 и 2016 годах соответственно. Как видно, экономические интересы и нужда в инвестициях в не очень богатых странах могут менять их внешнюю политику. Давление непрямое, но действенное.