Столкновения на границе Ирана и Афганистана. Что происходит? по горячим следам

Икрам Нур, автор haqqin.az

На границе Ирана и Афганистана 1 декабря произошли боестолкновения между иранской армией и подразделениями талибов. Афганские медиа утверждали, что боевикам «Талибана» в ходе боестолкновений удалось захватить два контрольно-пропускных пункта на иранской стороне границы. Однако иранские СМИ опровергли эту информацию. В результате переговоров между иранскими пограничниками и талибами удалось прекратить боевые действия. Как сообщается, убитых и раненых с обеих сторон нет.

карта, где проходили боестолкновения

Как это обычно и бывает в последнее время, обмен ударами между иранскими пограничниками тут же оброс слухами и самыми фантастическими домыслами. Тут и полтора десятка погибших, и захваченные талибами иранские КПП, и стягивание к границе воинских подразделений. Словом, большой информационно-пропагандистский набор лжи, включая видео, снятое вообще в Джелалабаде.

«Акулам пера и гиенам клавиатуры», кинувшимся комментировать произошедшее, совершенно невдомек, что афганско-иранская граница то еще горячее местечко. Покой здесь или только снится, или становится для кого-то вечным. Караваны наркокурьеров-контрабандистов здесь обыденная реальность, и дня не проходит, чтобы кто-то не попытался нелегально пересечь границу в том или ином направлении.

Несколько лет назад Иран принял решение строить здесь «Большую стену», поскольку иных способов охраны границы от хорошо вооруженных групп наркокурьеров, контрабандистов, тесно связанных с белуджскими сепаратистами, в этой гористо-пустынной местности у него не осталось. Это не просто стена, вроде той Великой Китайской, а сложный инженерный комплекс. Где есть и колючая проволока, и системы видеонаблюдения, и беспилотные летательные аппараты, и мины, и автоматические пулеметы. И само собой капитальные форты, прикрытые стенами.

в ближайшие дни Кабул и Тегеран будут серьезно обсуждать вчерашний инцидент

Именно в это предполье, в промежуток, между фортами и стенами, за неизвестной пока надобностью зашли вчера около 16 часов по московскому времени несколько иранских фермеров. Возможно, мы вскоре узнаем, что им там понадобилось. Возможно, это были и не фермеры вовсе, а делегация по встрече контрабандного товара. На афганско-иранской границе возможно все. Талибы с той стороны решили, что иранцы вторглись на их территорию – и открыли огонь из автоматического оружия. Иранские пограничники решили, что их обстреливают – и ответили тем же. Пока стороны разобрались, уже говорили и гаубицы Д-30, и минометы, и крупнокалиберные пулеметы. К великому счастью, все обошлось без жертв. И огонь удалось прекратить путем переговоров.

жесткая реакция талибов вполне объяснима. В последнее время они крайне нервно относятся к любым шевелениям на своих границах

Жесткая реакция талибов вполне объяснима. В последнее время они крайне нервно относятся к любым шевелениям на своих границах: будь это иранский, таджикский или пакистанский ее участки. Надежно закрыть их они пока не могут, «дыр» от этого здесь предостаточно – и кто только ими не пытается воспользоваться. И не только традиционный криминал, но и как беженцы, так и враждебные талибам группировки. Вот потому и открывают огонь по всему, что движется, в силу неопытности не особо разбираясь, где чья территория заканчивается, а где только начинается. «Земельный вопрос» - он многих портит.

В ближайшие дни Кабул и Тегеран будут серьезно обсуждать вчерашний инцидент. И договариваться о создании механизмов взаимодействия на границе. Ряд экспертов, близких к антиталибскому Фронту национального сопротивления Афганистана (ФНСА), полагают, что вчерашние события могут подтолкнуть Тегеран к более активной поддержке Масуда-младшего. И боевой сезон-2022 Фронт начнет, имея за спиной Иран. Но это мечты. Тегеран будет договариваться с талибами. Постепенно. Сначала – о границе, а затем и по более важным вопросам.