Демократия осталась без трусов все еще актуально

Евгений Бай, автор haqqin.az

Начинающийся в Вашингтоне 9 декабря двухдневный виртуальный «Саммит демократии» с самого объявления о его созыве Джо Байденом, инициатором форума, был назван в американских СМИ не самой лучшей идеей. Или «чемоданом со смутными идеями». А многие американские аналитики считают, что этот саммит «умер, еще на начавшись».

Критику вызвал прежде всего отбор участников саммита. Как пишет Washington Post, на форум не были приглашены такие страны как Боливия и Сьерра-Леоне, но в списке приглашенных из 110 государств оказались Ирак и Пакистан, у которых «антидемократические рекорды» намного хуже, чем у первых двух. Это вызвало справедливое сомнение в истинной приверженности администрации Байдена демократическим принципам. Вместо нее критики увидели стратегический расчет и геополитические интересы.

Геополитические интересы победили либеральные ценности

И верно — даже самый поверхностный взгляд на список говорит именно об этом. На саммит была приглашена Индия, которую США считают важным союзником в противодействии Китаю. А как тогда быть с Пакистаном, ведь он страшно обидится! Между тем Пакистан чрезвычайно важен для США для их взаимодействия с Афганистаном. Пригласили и его, несмотря на многочисленные нарушения Исламабадом прав человека.

Турция, член НАТО и Венгрия, член ЕС не были приглашены на саммит поскольку, как утверждают американские власти, их правительства уже в течение многих лет подрывают демократические институты. А как быть с Польшей, которую Вашингтон критикует за эрозию верховенства закона, запреты ЛГБТ и другие прегрешения? Польша Вашингтону нужна для противодействия России и Белоруссии. Вот и вся отгадка.

На саммит не был приглашен Сингапур с его однопартийной системой. Попытки объясниться сотрудников администрации Байдена выглядят достаточно нелепо.

Даже Сингапур не впустили в Вашингтон

«Мы не задумывали этот форум для того, чтобы судить те или иные страны, - заявил помощник госсекретаря по Юго-Восточной Азии Дэниэль Критенбрик. — То, что мы не пригласили Сингапур... это никак не говорит о силе наших партнерских уз с этой страной».

Но если Вашингтон говорит о том, что та или иная страна может быть их надежным партнером, но при этом не является приверженной демократии, — тогда в чем вообще смысл затеянной Байденом международной тусовки?

Особая история — отсутствие среди приглашенных России и Китая. Вообще-то ни Москва, ни Пекин особо и не стремились участвовать в этом саммите, считая его предприятием весьма сомнительным. В ноябрьском номере журнала National Interest послы России и Китая в США Анатолий Антонов и Цинь Ган выступили с совместной статьей, в которой осудили проведение саммита, который вызовет «идеологическую конфронтацию» и «раскол в мире», создаст новые «разделительные линии».

Особое недовольство Пекина связано с тем, что на форум был приглашен Тайвань. Байден таким образом хотел подтвердить свои слова о том, что Америка будет поддерживать Тайбей, но лишь усилил напряженность с Китаем, которая и без того зашкаливает.

Участие Тайваня в саммите усугубило и без того напряженные отношения Вашингтона с Пекином

Известно, что Джо Байден с самого начала своего президентства сделал ставку на продвижение ценностей демократии. В этом он совсем не оригинален. В свое время Рональд Рейган назвал советский блок «империей зла». Потом Джордж Буш-младший назвал «осью зла» Иран, Ирак и Северную Корею.

Но нынешние потуги Байдена вновь взять на вооружение идеологические установки прошлого происходят в совершенно иное время. Над демократией в самих США нависла серьезная угроза. Связано это с тяжелым наследием президента Дональда Трампа, который продолжает утверждать, что выборы у него были украдены, с попыткой его сторонников в январе захватить Капитолий в то время, как там утверждались результаты этих выборов, и подвергнуть суду Линча неугодных законодателей.

Американцы до сих пор не могут переварить случившееся 6 января. В Конгрессе идут столь же жаркие, сколь и бесплодные дебаты вокруг создания комиссии, которая должна расследовать атаку на цитадель демократии. Противоборствующие стороны подают друг на друга в суд. Конца и края этим тяжбам не видно.

После захвата Капитолия американская демократия перешла в стеклянный дом

Америка превратилась в стеклянный дом, и бросая камни в своих недругов, она рискует тем, что камни полетят в нее.

Неспособность американского лидера проводить свою демократическую повестку лишь укрепляет его врагов. Как пишет известная журналистка Энн Эпплбаум в журнале Atlantic, «первая четверть ХХI века стала времен торжества автократий». Эпплбаум говорит, что, в отличие от военных или политических союзов других времен и мест, члены этой группы действуют не как блок, а скорее как агломерация компаний — Autocracy Inc. Их связи скрепляются не идеалами, а сделками, призванными смягчить экономический бойкот Запада и/или сделать их лично богатыми — вот почему они могут действовать, минуя географические и исторические границы.

А идеалистический романтизм Джо Байдена ограничен этими самыми границами. Любопытно, что его разрекламированный форум сначала назывался то «саммитом демократий», то «саммитом для демократий». А потом остановились на нынешнем нейтральном варианте. Причина? Дефицит демократий в современном мире.

Среди 110 приглашенных в Вашингтон 8 стран – из Океании. Это Фиджи (население 896 тысяч человек), Вануату (307 тысяч). Палау (18 тысяч), Кирибати (119 тысяч), Науру (около 11 тысяч) и другие.

Саммит станет ликбезом для папуасов

Это, вероятно, наиболее решительные и бескомпромиссные борцы за демократию. Их представителей уже видели на международных форумах. На одном из саммитов ООН представитель Папуа - Новой Гвинеи появился без трусов — он сидел среди других, одетых в костюмы делегатов в традиционном для его страны костюме из рогов, перьев и бус.

Хорошо, что нынешнее мероприятия пройдет в виртуальном формате, иначе этот достойный человек отправил бы миру совсем иное послание.