... А Сталин пытался осушить Каспийское море страницы истории
После окончания Второй мировой войны СССР столкнулся с катастрофическим массовым голодом, вызванным послевоенной нехваткой людей, техники, скота и усугубленным мощной засухой. Его жертвами стали сотни тысяч советских граждан, после чего было принято решение осуществить целый комплекс мероприятий, целью которых было предотвращение подобных трагедий впредь.
К концу 40-х годов началось выполнение Великого плана преобразования природы, когда в степной и лесостепной зонах Союза были высажены миллионы деревьев и созданы гигантские лесополосы протяженностью в тысячи километров. Помимо них строилась система водохранилищ и связывавших их каналов, что позволило в итоге защитить колхозные и совхозные поля от жарких южных ветров (суховеев) и повысить урожаи на 20–30%.

Для возрождения экономики Страны Советов, ее руководству была остра необходима нефть. Еще во время войны, основным источником нефти для СССР были Баку и акватория Каспийского моря. К концу 50-х годов месторождения нефти на Апшеронском полуострове практически исчерпали себя, и в целях повышения нефтедобычи геологи предлагали освоить акваторию Каспия. Несмотря на малые глубины, организация добычи необходимого ресурса здесь представляла собой непростую инженерную задачу. В конце концов в этом месте построили удивительный поселок из установленных на сваях платформ, связанных протяженными эстакадами. Но такого рода объект, получивший в итоге название Нефтяные камни, был сложным в эксплуатации и дорогим в обслуживании. Куда логичнее для руководства показалось решить водный вопрос коренным образом – избавиться от мешавшего моря.
Издание «Онлайнер» напоминает, что о данных Сталиным ценных указаниях рассказывают два независимых друг от друга источника в высшем руководстве Советского Союза, что позволяет с большой степенью уверенности признать историю достоверной. Во-первых, в своих воспоминаниях, опубликованных в 1990-е годы, ее упоминает бывший министр нефтяной промышленности СССР (а впоследствии многолетний председатель советского Госплана) Николай Байбаков. Но куда более подробный рассказ про сталинский прожект содержится в мемуарах «Записки из чемодана», написанных председателем советского КГБ Иваном Серовым, в те годы курировавшим в качестве первого заместителя министра внутренних дел крупные гидротехнические проекты страны.

Серов свидетельствует, что в 1952 году на ковер к Сталину (как обычно, ночью) был вызван С. Жук, руководитель института «Гидропроект». Вернувшись со встречи, он доложил Серову о ее результатах.
По словам Жука, Сталин приказал в двухнедельный срок представить расчеты и предложения, в какие сроки можно осушить Каспийское море и во сколько этот проект обойдется государству. На робкие возражения Анастаса Микояна, ведавшего советской торговлей и обеспокоенного неизбежной в случае реализации идеи ликвидацией промысла черной икры (важного экспортного продукта), Сталин будто бы ответил: «Ты рассуждаешь с торгашеских позиций. Нам нефть нужна».
Несмотря на то, что поручение вызвало у Серова и Жука оторопь, не выполнить его было нельзя. На первый взгляд в задумке не было ничего невозможного. Каспийское море по факту являлось озером, а значит, теоретически поддавалось осушению. Проблема была в том, что в него впадало слишком много полноводных рек.

Итогом напряженной двухнедельной работы «Гидропроекта» стало следующее предложение. Волгу через построенную за 4–5 лет систему каналов предлагалось перебросить на обводнение «Мертвой степи» Казахстана. Терек также можно было использовать для орошения сельскохозяйственных земель. Проблема была с рекой Урал, воды которой просто некуда было девать, и с Курой, для задержки которой требовалось строить гигантскую плотину, что неизбежно привело бы к затоплению ценных плодородных земель и образованию на их месте нового озера.
Необходимо было учесть и наполнение Каспия за счет осадков, что в конечном счете потребовало бы строительства насосного комплекса. Вывод был следующим: на выполнение плана потребуется 16–17 лет. После этого Сталин резюмировал обсуждение фразой «Пожалуй, не стоит». По словам Серова, все присутствующие, да и он сам, знавший о возникшей идее, испытали большое облегчение.
«Слава богу, что не решились на это осушение», - процитировал свои мысли автор воспоминаний. Действительно, сложно представить, сколько было бы потрачено на осуществление подобного проекта финансовых средств и к каким экологическим последствиям это бы привело. А нефть из вод Каспийского моря человечество научилось добывать и без осушения, что составляет сейчас основу благосостояния Азербайджана.