Олигарх сказал, что запретила Мехрибан Алиева (наше расследование)
В тот момент, приникнув к дверям, где шло заседание Ясамальского суда под председательством Матанат Гасымовой, я впервые за всю свою жизнь понял, а точнее - ощутил, что в действительности означает боксерский термин "нокдаун"…
Меня, как обухом по голове, шандарахнула довольно внятно произнесенная нежным голосом адвоката Ирады Гасановой всего одна фраза. И какая! «Этот дом Искендеру Халилову, которому принадлежит строительная фирма ООО SVITHAUS, чьи интересы я представляю, запретила строить госпожа Мехрибан Алиева!..»
Да, дорогой читатель, упомянутый Искендер Халилов - тот самый олигарх, мультимиллионер, владелец… Перечислять не станем, потому что каждый из вас в своем компьютере может запросить перечень принадлежащих И.Халилову громких на весь мир компаний, в числе которых значится ООО SVITHAUS...
У судьи, надо отдать ей должное, от столь бросающего в оторопь заявления адвоката на лице не дрогнула ни одна мышца.
«Надо понимать, вы располагаете соответствующими аргументами?», - осторожно спрашивает Гасымова.
«Правительственное указание, - говорит адвокатеса. - Ответчику велели приостановить строительство, потому что на занятом им месте Кабинет министров намерен возвести 7-звездочный отель. Потом ответчику из того же источника сказали, что вместо отеля там будет ставится конференц-зал...»
«Позвольте, коллега, - останавливает её судья,- Согласитесь, требование, как вы утверждаете, Мехрибан ханум Алиевой и указание правительства - вещи диаметрально противоположные. Очевидно, Кабинет министров исходил из государственных интересов, а потому приведенный вами довод, так сказать, не состоятелен. В связи с этим у меня вопрос. Располагало ли представляемое вами ООО SVITHAUS соответствующим разрешением на строительство в том месте этого, рассматриваемого настоящим процессом, жилого высотного дома, который рабочие подняли всего до третьего этажа?»...
На этом интересном месте я вынужден сделать отступление и вернуться к нему после того, как расскажу вам о сути дела, которое стало предметом суда гражданского толка, хотя от него за версту разит криминалом, входящим в прерогативу уголовного кодекса. Впрочем, все по порядку.
Молодой парень против всесильного олигарха
Итак, молодой человек 27 лет от роду, М.А., вступил в неравный для него поединок с титаном бизнеса – самим Искендером Халиловым. И сделал он это не ради какой-то эфемерной и совсем ненужной для себя известности, а по необходимости. Ведь SVITHAUS, уверенный в своей безнаказанности и финансовых возможностях влиять на законы, лишил его крыши над головой, вложенных в их мошну громадных для него денежных средств и поставил под удар личное счастье. "Свадьбу пришлось отложить",- говорит он.
И, взвесив все «за» и «против», М.А. решил. Чтобы как-то возместить свои непосильные затраты и нанесенный ему материальный и моральный ущерб, он, единственный из нескольких десятков таких же обманутых этой компанией людей, подал на тяжеловеса в суд… И вот что по этому поводу мы услышали от представляющего интересы истца адвоката Кямандара Насибова.
«Мой подзащитный свои более чем обоснованные и справедливые претензии оценил весьма скромно. Всего в 165 тысяч манатов! За эту сумму, по нынешним ценам, как М.А.говорил мне, он еще сможет купить небольшую квартиру, которой его своими недобросовестными и незаконными действиями лишила компания SVITHAUS»
Фабула дела проста, да вот только в «кухне» самой строительной фирмы было все не однозначно.
А история, ставшая темой очередного нашего расследования, по словам самого М.А., завязывалась таким образом.
«В 2010 году как человек, который старался добиваться поставленных перед собой целей сам, я изо всех сил пытался не быть обузой и головной болью для родителей и, немного заглядывая вперед, зная, что рано или поздно мне придется устраивать собственную семью, решил купить квартиру. Не гнушался никакой работы. Зарабатывал как мог. И, скажу вам, неплохо. Благо у нас в стране усилиями президента созданы условия для этого.
В общем неподалеку от улицы Ага Нейматуллы, где я жил, рядом с роскошным Центром Гейдара Алиева закладывался фундамент нового жилого дома, который встанет между двух красавцев - уже готовых высоток. По слухам, этот комплекс домов возводится не абы кем, а московским олигархом Искендером Халиловым, об авторитете которого ходили по городу легенды. Стал выяснять. Действительно, исполнительным секретарем местного ООО SVITHAUS и одним из его учредителей является брат миллиардера, глава «Bakı Toxucu Tikis» Джаваншир Агаселим оглу Халилов, а председателем, как мне сказали, числится некая Исмайлова Джамиля Мамед гызы, которая играет роль свадебного генерала за отстегиваемый ей процент от прибыли. Так это или нет, утверждать не стану. Но то, что компания принадлежит «легендарному Изику», сомнений ни у меня, ни у других таких же, как я, не оставалось.
Управляющий строящимся комплексом Мамед Худаев, с которым мне пришлось встретиться, практически не отрицал принадлежность объекта московскому олигарху. В подтверждение этого, улыбаясь, сказал: «Если кто попытается где-нибудь поставить три-четыре камня кубика, тут же набежит полиция и сметет все к чёртовой матери. А тут, видишь, всё идет путем. Никто не пикает…»
Потом, вникнув в мои финансовые возможности, согласился с тем, чтобы я приобрел квартиру в этом, поднимаемом ими, доме, квадратный метр которого стоил 500 манатов. В двух уже готовых высотках квадратные метры стоили для меня неподъемно. В одном под тысячу манатов, а в другом – 700… И в тот день 8 декабря 2010 года я заключил с компанией SVITHAUS договор на приобретение в новостройке на 10-м этаже 2-комнатной квартиры площадью в 90,9 квадратных метра.
«В декабре 12-го года, как указано в договоре, вы вселитесь в эту квартиру. Наше слово – слово Искендера Халилова. Оно повесомее банковских обязательств», - заверили меня. И я исправно, ежемесячно, по мере зарабатываемых мною денег, стал выплачивать в их бухгалтерию по две, а иногда по 2800 манатов. Всегда в срок и неукоснительно.
Полгода спустя я обратил внимание, что стройка дома приостановилась. Замерла на отметке 3-го этажа. Я ринулся туда. Там меня успокоили, сказали, что раньше, видите ли, разрешительные документы оформлялись параллельно ходу работ, теперь же требуют их сразу. В течение нескольких недель все пойдет, как надо, и они с графика заключенного договора не выбьются. Я снова стал аккуратно вносить взносы…
Кстати, именно тогда я поинтересовался, а нельзя ли приобрести в их новостройке гараж. Ведь парковок в том месте не было. «Что вы, - замахали они руками,- все гаражи уже давным-давно расписаны за людьми! Надо было думать об этом раньше». И вдруг в сентябре раздается звонок. Сообщают: один из клиентов отказался от гаража. Я туда. И 9 сентября 2011 года с компанией SvitHaus мною был заключен еще один договор - о покупке в том же доме гаражного помещения площадью 22,5 кв. метра. Я стал платить и за него и за будущую квартиру. Однако шло время, а дом выше замороженного 3-го этажа так и не поднимался. Видя такое дело, уже с января 2013- го, когда, согласно договору, я должен был встречать Новый год и отмечать новоселье, я перестал вносить свои взносы. Свои обязательства я выполнил, а фирма – нет. Я проплатил им 65 процентов стоимости квартиры, то есть 28.150 манатов и плюс 10.800 за гараж. О чем свидетельствуют имеющиеся у меня квитанции и чеки. Смысла продолжать отношения с фирмой не было. Ведь дом не строился, а я после приостановления строительства еще полтора года, вплоть до окончания срока, указанного в договоре, выплачивал оговоренную сумму.
И я обратился в суд, хотя хорошо понимал, что и суду будет трудно справиться с Голиафом по имени Искендер Халилов»…
Как выяснилось, дело пошло по гражданскому судопроизводству. Хотя… Вот теперь самое время вернуться к взятой нами выше паузе в том описываемом процессе.
«…Повторяю вопрос, - говорит Матанат Гасымова, - располагал ли ответчик соответствующим разрешениями на строительство в том месте этого, рассматриваемого настоящим судом, жилого высотного дома?»
«Они на стадии получения».
«Все-таки продолжительная стадия. Целых 4 года… А договора с гражданами, тем не менее, заключались. И ваши подзащитные подняли дом даже до 3-го этажа. Почему не стали строить дальше?»
«Истец, ваша честь, перестал платить деньги»,- ответила адвокатесса.
Судья, не выдержав, прыснула.
«Значит, чтобы ответчикам выстроить дом, не хватало всего лишь 17 тысяч манатов истца Алекперова?! Я правильно вас поняла?»
Уверенная в том, что суд, благодаря фигуре, стоящей за SVITHAUS пройдет гладко, Ирада Гасанова не была готова к ответам на вопросы, что естественным образом вытекали из сюжета всего дела.
«И еще вопрос. Ответчик после приостановки строительства еще полтора года получал деньги от людей, купивших у него обещанное жилье. Проходили ли эти средства через Минналогов?» На этот вопрос адвокатесса тоже ничего внятного сказать не могла. Потому-то и документов на этот счет в деле не имелось. И суд, совещаясь на месте, отложил его слушание на первый день августа.
«Мой подзащитный,- сказал нам после заседания адвокат истца, - настоятельно просит меня, если тех документов у SVITHAUS не окажется, выступить с ходатайством рассматривать его дело не в гражданском судопроизводстве, а в уголовном. Но мне главное, чтобы был удовлетворен выставленный иск в 165 тысяч манатов по возмещению материального и морального ущерба»…
Мы не знаем, чем в пятницу завершится возобновленный процесс, хотя по раскладу судебного материала все говорит в пользу М.А. Но, как говорится, мы предполагаем, а суд располагает.
Комментарий источника
Сейчас же я хотел поговорить о другом, что меня и моих коллег по порталу возмутило до глубины души. Поэтому, воспользовавшись люфтом в рассмотрении этого дела, я для уточнения его существенных деталей обратился к довольно солидному источнику в Кабинете министров. После убедительной моей просьбы он согласился прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг того дома, категорически потребовав у меня не указывать занимаемого им положения и его фамилии. Вот что он сказал.
«Руководство компания SVITHAUS в самом начале строительства знало, что Кабмин на том самом месте намеревался строить другой объект. Сначала 7-звездочный отель, а позже решил ставить здание форум-центра, в котором можно было бы проводить мероприятия и встречи международного масштаба. Однако хозяева компании понадеялись на свой авторитетный ресурс влияния и стали строить дом. Тут они просчитались и нашли не лучшее объяснение оказавшейся пустой своей самонадеянности. Видите ли, вмешалась первая леди и поломала их планы»…
«Это же непорядочно!» - возмутился я, а мой собеседник лишь развел руками.
И мне стало понятно, откуда взялась эта, казалось бы, убойная реплика адвокатессы И.Гасановой, заявившей, что жилую высотку, возводимую ООО SVITHAUS, чьи интересы она представляет, запретила строить госпожа Мехрибан Алиева... Этот выдвинутый как аргумент вымысел haqqin.az склонен расценивать как покушение и на личность, и на государственность. А это не просто нонсенс, а преступление…