Если штурмуют дом Хана… актуальный комментарий; все еще актуально

Джемаль Бустани, автор haqqin.az

Власти Пакистана, вероятнее всего, уже жалеют о своем решении во что бы то ни стало отправить Имрана Хана за решетку. После своего смещения с поста премьера этот 70-летний политик пообещал Исламабаду кризис – и он его устроил.

В элитном жилом районе Лахора, Zaman Park, до сих пор пахнет слезоточивым газом и гарью от коктейля Молотова, бутылки с которым сторонники экс-премьера в минувшую субботу швыряли в полицию, пытавшуюся взять штурмом расположенную здесь резиденцию Имрана Хана.

Случись там что-то серьезное, появись жертвы, и заседание суда могло закончиться вердиктом о заключении Имрана Хана под стражу

В ходе штурма было арестовано более 60 человек, а Усман Анвар, генеральный инспектор полиции Пенджаба, заявил, что полицейские обнаружили в прилегающих к резиденции зданиях автоматы Калашникова и большое количество патронов к ним.

Но вряд ли этим заявлениям в Пакистане поверят. На штурм полиция пошла именно в тот момент, когда Имран Хан, как вполне законопослушный гражданин, отправился по повестке в суд. Куда, кстати, его долго не пускали, требуя убрать с площади перед зданием суда сторонников, членов партии «Пакистан Техрик-и-Инсаф». То есть попросту тянули время, ожидая сообщения от групп, штурмовавших его резиденцию.

Случись там что-то серьезное, появись жертвы, и заседание суда могло закончиться вердиктом о заключении Имрана Хана под стражу. К счастью, все обошлось достаточно благополучно, поврежденный полицейский экскаватор не в счет, а потому судьи вынуждены были отменить ордер на арест. Для Имрана Хана это хоть маленькая, но победа.

Ему было бы положено смириться, вести себя «благопристойно», пытаться договориться с нынешними властями – но это не для Имрана Хана, он полон желания взять реванш

Которая, впрочем, совершенно не означает, что судебное преследование в отношении него прекратится, слишком уж решительно настроены политические оппоненты. «Каждый день в отношении меня всплывают все новые и новые обвинения», - говорил Имран Хан в недавнем интервью Al Jazeera. - «Сейчас против меня возбуждено примерно 85 дел». Экс-премьера обвиняют и в коррупции, хотя в этом по пакистанским меркам он грешен меньше всего, и в «ненадлежащем оформлении подарков, полученных на государственной должности», в неуважении к суду и даже в богохульстве.

Но самые серьезные по своим последствиям для него обвинения -  в призывах к беспорядкам и терроризме. В случае осуждения Имрану Хану грозит запрет на участие в выборах, на занятие государственных должностей, а то и вовсе смертная казнь.

Именно под эти статьи – призывы к беспорядкам и терроризм – его сейчас пытаются подвести политические оппоненты, в числе которых семья действующего премьера. На днях вице-президент Пакистанской мусульманской лиги (ПМЛ-Н) Марьям Наваз Шариф, дочь еще одного экс-премьера Наваза Шарифа и племянница действующего, обратилась с просьбой к пакистанскому правительству, силовым структурам и судебной системе рассматривать партию Имрана Хана «Пакистан Техрик-и-Инсаф» как «террористическую организацию». Заявив при этом, что пора перестать думать о ней как о политической партии.

Марьям Наваз Шариф, дочь еще одного экс-премьера Наваза Шарифа и племянница действующего, обратилась с просьбой к пакистанскому правительству, силовым структурам и судебной системе рассматривать партию Имрана Хана «Пакистан Техрик-и-Инсаф» как «террористическую организацию»

Цель всех этих неуклюжих, называя вещи своими именами, действий политических элит Пакистана в отношении экс-премьера совершенно очевидна – не допустить ни его, ни его партию к парламентским выборам, которые должны состояться в октябре нынешнего года. И которые, судя по массовой поддержке Имрана Хана, он и его партия выиграют с разгромным для оппонентов счетом.

Экс-премьер в свою бытность у власти нарушил все десятилетиями устоявшиеся правила пакистанской публичной политики. И продолжает это делать ежедневно. Ему было бы положено смириться, вести себя «благопристойно», пытаться договориться с нынешними властями – но это не для Имрана Хана, он полон желания взять реванш. Что вызывает массовую поддержку его действий. А армия пока молчит, не зная, как правильно реагировать на этого бунтаря, которого они сами и привели к власти.

Нужны ли эти потрясения Пакистану? Конечно же, нет. Но остановить эскалацию конфликта внутри страны может только диалог противоборствующих сторон. К которому Имран Хан и его политические оппоненты пока не готовы.