Напрашивается вывод после выборов в Казахстане: недоверие к оппозиции наша корреспонденция

Зухра Новрузова, спецкор по странам Средней Азии

В Казахстане прошли внеочередные выборы в Мажилис, парламент республики, и маслихаты, органы самоуправления всех уровней. Избирательные участки закрылись повсеместно в 20:00 по местному времени, после чего начался подсчет голосов избирателей. По состоянию на 22:10 явка избирателей составила 54,19%.

Выборы проходили спокойно и без особых нарушений. В день голосования в органы прокуратуры поступило всего 66 обращений о возможных нарушениях, связанных с ведением отдельными участниками избирательного процесса, что с учетом общего количества избирателей и участков для голосования можно вообще отнести к статистической погрешности.

Что касается явки, то существует два мнения. Первое озвучивают официальные казахстанские политологи: «Многие говорят, что явка низкая, но на самом деле она не низкая, а реальная. Если посмотреть на явку в европейских странах, то там также процент проголосовавших избирателей составляет около 50 процентов. В целом эта тенденция соответствует этой норме, так как на самом деле голосуют политически активные граждане. Например, явка в США составляет до 60 процентов, в Германии - около 50 процентов. В Европарламенте явка была 52 процента».

Нынешние выборы, кроме всего остального, продемонстрировали удивительное равнодушие казахстанцев к местной оппозиции

Возразить формально нечего, однако стоит заметить, что по итогам опросов, проведенных в начале марта, голосовать собирались около 66% опрошенных. Почему они изменили свое решение и не пришли на избирательные участки – вопрос, ответа на который, скорее всего, не будет.

Хотя казахстанские власти, нужно отдать им должное, сделали все, чтобы оживить избирательный процесс. В течение последних 18 лет все 100% депутатов выбирались по спискам. Теперь 70% депутатов Мажилиса избираются по партийным спискам, а 30% – по одномандатным округам.

Кроме того, перед этой кампанией была упрощена процедура регистрации партий – регистрационный порог снижен в 4 раза, с 20 000 до 5 000 членов. С 600 до 200 человек сократилась минимальная численность региональных представительств партий. А еще был снижен порог прохождения партий в Мажилис с 7 до 5 процентов.

Но даже это выборы особо не оживило, особых сюрпризов на них не было, хотя - как посмотреть. Безусловным лидером стала пропрезидентская и проправительственная партия Amanat (в переводе на русский – «Вклад»), получившая 53,33% голосов избирателей и далеко позади оставившая своих соперников.

После смены власти назарбаевский "Нур Отан" превратился в токаевский "Amanat"

В ее штабе можно было бы праздновать победу и пить шампанское, если бы не слишком приятные сравнения с прошлыми годами. Всего два года назад, на выборах 2021-го, правящая партия, носившая тогда название «Нур-Отан», набрала 71,1% голосов. Тогда за нее голосовали в приказном порядке. Сейчас – в рекомендательном. Такой редизайн на пользу ей не пошел, что свидетельствует, в том числе, и о снижении электоральной поддержки властей.

Как уже и было сказано, остальные участники выборов к показателям Amanat и близко не подошли:

за партию «Ауыл» - 11,26% избирателей;

за партию «Respublica» – 8,33% избирателей;

за НПК – 6,93% избирателей;

за партию "Ак жол" - 8,87% избирателей;

за Общенациональную социал-демократическую партию – 5,12% избирателей.

Партия «зеленых», "Байтак", вообще не смогла преодолеть пятипроцентный барьер, набрав всего 3,22 процента.

Кстати, на нынешних выборах в бюллетенях появилась графа «Против всех». Ею воспользовались 4,47 процента проголосовавших.

Нынешние выборы, кроме всего остального, продемонстрировали удивительное равнодушие казахстанцев к местной оппозиции. И хотя та пыталась представить себя альтернативой провластным партиям и кандидатам, но получилось у нее это крайне невнятно и совершенно неубедительно. Не помогли ни «атаки компроматов», ни многочисленные митинги.

Главной причиной оппозиционных кандидатов местные эксперты называют несогласованность их действий и типичное для такого рода публики категорическое неумение работать в команде, когда приходится хоть в малом – но поступиться своими интересами. А потому вывод по итогам выборов однозначен – массовой легальной оппозиции властям как организованной силы, пользующейся поддержкой избирателей, в Казахстане на сегодняшний момент не существует. Может, пока оно и к лучшему?