Один кризис наступает на пятки другому что делать?
Такого в мире еще не бывало - не успел толком завершиться один глобальный экономический кризис, как на пороге уже маячит другой, причем не менее грозный. Такое чувство, словно наша планета попала в сплошную черную полосу неудач и стала одним Островом невезения…

И в самом деле, еще не стал прошлым экономический спад, вызванный последствиями пандемии коронавируса, как Россия начала войну в Украине, спровоцировав очередной, не менее острый кризис. Вслед за которым США и Европа столкнулись с банкротством банка Silicon Valley Bank, которое грозит вызвать глобальную цепную реакцию, что неминуемо негативно скажется на темпах инфляции, причем не только на Западе.
Выясняется, что мировая экономика, которая на дрожжах революционных технологий разрослась до немыслимых масштабов, оказалась бессильной не только против таинственно возникшей пандемии или развязанной Россией войны в Украине, которую ну никак не назовешь неожиданной.
Глобальная экономика в очередной раз продемонстрировала свою поразительную хрупкость, столкнувшись с, казалось бы, тривиальной оплошностью менеджмента американского Silicon Valley Bank. В результате над цивилизацией завис дамоклов меч очередного экономического кризиса, который уже резко увеличил стоимость золота и биткоина и понизил цены на нефть.

Впервые с 18 апреля 2022 года золото подорожало до 2001,8 доллара за тройскую унцию, стоимость биткоина подскочила аж до 28.000 долларов, а цена на нефть европейского эталона Brent упала до двухгодичного минимума, вплотную приблизившись к 70 долларам за баррель.
Все эти цифры, как гром перед грозой, являются верными признаками очередного кризиса.
А началось все с банального случая. В текущем месяце регуляторы штата Калифорния закрыли Silicon Valley Bank - шестнадцатый по величине в банковской системе США. После финансового кризиса 2008 года это стало наиболее крупным банкротством американского банка.
Крах банка SVB был связан с ростом ключевой ставки Федеральной резервной системы (ФРС), которая обесценила активы на балансах многих финансовых институтов.
Как выяснилось, ФРС слишком долго осуществляла политику низких ставок, в результате чего банки скупили по завышенным ценам чрезмерно много активов, раздув тем самым финансовый «мыльный пузырь», который рано или поздно должен был лопнуть. Таким образом, сегодня в период низких ставок на балансе банков скопилось слишком много активов, купленных по чрезмерно высоким ценам.
Становится ясно, что начинающийся в США банковский кризис произошел из-за того, что руководство ФРС затянуло с повышением учетной ставки.

Дело в том, что в США и странах Запада с целью стимулирования роста экономики уже давно используется политика околонулевых кредитных ставок, при которой кредитные организации вкладывают в активы максимум свободных средств, увеличивая тем самым доходы. Именно для таких банков особенно опасна нынешняя ситуация, когда начался массовый отток частных и корпоративных вкладчиков. Ведь если клиенты одновременно требуют вернуть им вклады, то свободных средств на счетах банков, как правило, не хватит, и они будут вынуждены срочно распродавать свои активы. Например, государственные облигации, но уже по более дешевым ценам.
Именно этот изъян банковской системы США и Европы и вскрыл лопнувший пузырь SVB-банка, который считался одним из наиболее благополучных и стабильных в США, и обслуживал в основном работников технологического сектора и компаний, финансируемых с использованием венчурного капитала, включая ряд самых известных брендов этой отрасли.
Столкнувшись с ситуацией, когда реальная стоимость активов оказалась намного ниже рыночной, этот банк решил срочно провести капитализацию, ставшую для него роковой. И произошло это вовсе не потому, что руководство SVB, как пишут американские СМИ, не один год занималось внедрением специальных финансовых программ для представителей ЛГБТ-сообщества.
По словам министра финансов США Джанет Йеллен, Silicon Valley Bank пришлось закрыть из-за того, что он в значительной степени зависел от незастрахованных вкладов, что повлекло массовое снятие вкладов со счетов и проблемы с ликвидностью. Йеллен заявила, что обязательно выяснит, каким образом была допущена проблема с ликвидностью.

Отказавшись спасать обанкротившийся SVB, министр финансов в то же время пообещала оказать помощь вкладчикам банка, который обанкротился всего за два дня. И одновременно в течение одной недели выделила финансовым институтам заем на общую сумму 164,8 миллиарда долларов – рекордный совокупный объем, когда-либо заимствованный американскими банками у Федеральной резервной системы.
И тем не менее помощь ФРС, похоже, несколько запоздала. Крах SVB привел в действие так называемый «принцип домино». И хотя масштабы банкротства Silicon Valley Bank еще не обрели необратимый характер, паника уже выхлестнула за пределы Соединенных Штатов.
Сотни европейских IT-компаний, работавших с местными подразделениями Silicon Valley Bank, оказались на грани закрытия. Стало ощутимо лихорадить знаменитые швейцарские банки. Капитализация мирового финансового сектора только за первые два дня после банкротства Silicon Valley Bank снизилась на 465 миллиардов (!!!) долларов. Но больше всех пострадали региональные американские банки. Рейтинговое агентство Moody's понизило их уровень по банковской системе США до негативного прогноза.
Впрочем, одной только банковской системой все не закончилось.
Так, с начала марта, когда появились первые признаки банковского кризиса, биржевая стоимость акций авиакомпаний США упала на 20 процентов. Расходы авиакомпаний резко возросли, они начали терять рынки. Это касается и других сфер, которые пока как-то выкручиваются. Причина в проблемных банках США и связанных с ними опасениях по поводу возможной рецессии. Банки резко сокращают кредитование реального сектора и ищут ликвидность, чтобы заткнуть дыры в балансах.
Безусловно, не окажись финансовые структуры США и Европы столь расторопными, «эффект домино» мог быть куда более разрушительным. Пока же западные регуляторы всеми силами стараются предотвратить новый кризис. Удастся ли им это, предсказывать никто не берется.
На фоне этих драматических событий успокаивает тот факт, что в Азербайджане, по счастью, подобная кредитная политика никогда не проводилась, следовательно, таких уязвимостей, как в Silicon Valley Bank, в нашей банковской системе, в принципе, нет.
Впрочем, утешение это весьма относительное. Ведь в случае, если в мире разразится очередной финансовый кризис, нашу страну, пусть даже косвенно, он в любом случае не минует.