Мак и конопля… На Западе разводят руками наш комментарий, все еще актуально

Икрам Нур, автор haqqin.az

Лидер движения «Талибан» Хайбатулла Ахундзада запретил выращивание в Афганистане конопли. В его указе по этому поводу говорится, что «культивирование конопли категорически запрещается во всей стране, и после этого никто не может сажать коноплю на своей земле, а если кто-то будет сажать коноплю на своей земле, то она будет уничтожена». Нарушителям указа грозит шариатский суд.

Потребителям афганской конопли за границей, а также афганским декханам, ее выращивающим, пугаться нового грозного указа Хайбатуллы Ахундзада, «кандагарского сидельца», как его называют в стране, не стоит.

Хайбатулла Ахундзада запретил коноплю

Кого-то, конечно, обязательно накажут, причем – публично, под камеру, с рассылкой видео по всем доступным телефонам. Цены для иностранных оптовиков чуть подрастут, поскольку теперь в них будет входить и «доплата за риск» + дополнительные взятки на дорожных постах и пограничных контрольно-пропускных пунктах. А значит – слегка вырастут для конечного потребителя.

Вот, пожалуй, и все неудобства. Поскольку большинство «коноплянных фермеров», живущих с выращивания и сбора конопли – попросту откупится, рядовые талибы тоже люди и деньги любят, особенно в уездах, что подальше от центральной власти. А те, кто в чинах постарше и при солидных должностях – сами являются либо реальными собственниками таких ферм, либо – крышуют их.

Все будет как с декабрьским указом «кандагарского сидельца», в котором он под страхом самых суровых наказаний объявил о запрете на выращивание по всей стране мака. Грозный был указ, беда в том, что помнили о нем недолго. В Афганистан уже пришла весна, и посевы мака вновь всходят на полях, которые ничуть не сократились.

Ни мак, ни конопля указов Хайбатуллы Ахундзада не боятся. Словно понимаю, что талибы против них – это все равно, что пчелы против меда. Прожужжат, но ни за что не укусят. И не оставят.

Афганский крестьянин с 1 гектара мака получает доход примерно в три раза выше, чем при выращивании на этом гектаре пшеницы

А конопля так вообще – элемент национальной культуры. В 60-годах прошлого века в Афганистане было не протолкнуться от европейских и американских хиппи, специально ехавших сюда за травкой. И никакого осуждения у местного населения и полиции это не вызывало. В том числе и потому, что там не мыслили и не мыслят себя без нескольких затяжек, совершенно не считая это наркоманией. Курят все, от только-только вошедших в юношеский возраст бачат до убеленных сединой аксакалов. Даже женщины, собравшись в своей компании на посиделки не откажутся от затяжки другой.

Но главная причина столь благостного отношения к наркотикам и выращиванию сырья для них кроется, как это обычно и бывает, в экономике. Мак и конопля – настоящие кормильцы афганских декхан. И весьма многочисленной «надстройки», от землевладельцев до полицейских и чиновников, каждый из которых имеет свою долю от урожая. Естественно, когда он будет продан оптовикам.

Афганский крестьянин с 1 гектара мака получает доход примерно в три раза выше, чем при выращивании на этом гектаре пшеницы. Пока маковая соломка дойдет до лабораторий в Пакистане – она подорожает в 30 раз. И все равно принесет сверхприбыль переработчикам, поскольку на выходе получится продукт, оптовая цена на который выше афганского сырья в 70 раз.

Тут можно издавать хоть по сто самых грозных указов в день – ничего это не изменит. Более того, начни вооруженным путем обеспечивать их исполнение – и вооруженное восстание огромного числа людей, враз лишившихся средств к существованию и привычных доходов обеспечено. Как бы ни был Ахундзада далек от повседневных реалий – уж это-то он прекрасно понимает.

Так что долго еще Афганистан будет фабрикой марихуаны и опиума

Что самое парадоксальное, но технология борьбы с производством мака и конопли в Афганистане не просто известна, она практически отработана. Чуть ли не первым решением военной администрации тогдашнего СССР, вошедшего в Афганистан, стала выплата афганским декханам субсидий из бюджета на выращивание пшеницы и других «мирных» сельскохозяйственных культур. В размерах, превышавший его возможный доход от выращивания мака. А урожай по твердым закупочным ценам государство закупало в любых объемах.

Проблема в том, что у талибов нет средств для реализации этой технологии. А те, у кого они есть – не намерены их Кабулу предоставлять. Так что долго еще Афганистан будет фабрикой марихуаны и опиума. Талибы будут издавать грозные указы, которые никто и никогда исполнять не будет. А на Западе будут разводить руками и расписываться в собственном бессилии.