Кто расстрелял азербайджанского депутата? Иран или кто-то другой?, все еще актуально

Эльнур Эминоглы, автор haqqin.az

В Азербайджане произошло беспрецедентное событие. В одном из районов столицы неизвестные открыли огонь из автоматов по депутату Милли Меджлиса, лидеру партии «Большое возрождение» Фазилю Мустафе. Последнее покушение на депутата в Азербайджане произошло в 1996 году – в центре города был убит депутат от Балаканского района Али Анцухский. Затем наступила новая эра политической стабильности и мирного сосуществования в регионе. В застойные времена политические убийства разве что дурной сон…

Фазиль Мустафа довольно известный и популярный в обществе политик и депутат, стоял у истоков зарождения национально-освободительного движения, являлся близким соратником лидера НФА и экс-президента Абульфаза Эльчибея. В начале 1990-х годов Ф.Мустафа входил в руководство НФА, и в 27 лет возглавил отдел по работе с правоохранительными органами Администрации президента. В период правления нынешней власти политик являлся одним из лидеров радикального крыла оппозиции, но затем перешел в конструктивный лагерь, и с 2005 года представлял в парламенте интересы избирателей Сабунчинского района.

Кто прятался за маской?

В последние годы Фазиль Мустафа сосредоточил свою деятельность на критике политики Ирана в регионе, предавал анафеме идеологические основы режима иранской муллократии, отчаянно боролся с усилением влияния политического шиизма. Ф.Мустафа беспрестанно выступал с филиппиками, высмеивая иранскую элиту, и произносил гневные речи, призывая общество к борьбе с косностью и невежеством. Депутат превратился в главного борца с иранской идеологией и развернул свою деятельность в виртуальном пространстве, часто сталкиваясь с проиранскими силами в ожесточенных дискуссиях. Без всяких преувеличений Мустафу можно назвать одним из столпов борьбы с иранским политико-религиозным засильем.

В деле покушения на азербайджанского депутата, озвучивая главный вопрос бессмертной и классической римской юриспруденции - Cui prodest? (Кому это выгодно?), ответ напрашивается сам собой: конечно же, режиму иранской муллократии. То есть стреляли не только в самого Мустафу, но и в критиков Ирана и политического шиизма. Чтобы запугать всех критиков, отправить открытку азербайджанской власти, нагнать страх в обществе, придать силы загнанным в угол проиранским силам… Но это всего лишь очевидная и первая версия, которая не исключает другую – не менее правдоподобную. В депутата могли выстрелить и третьи силы, заинтересованные в усугублении отношений Азербайджана с Ираном, в углублении военно-политической конфронтации. Если поверить в правдоподобность второй версии, то столь дерзкая и отчаянная вылазка, безусловно, должна вызвать справедливый гнев общества и новую волну антииранских настроений.

Распутать клубок противоречий могут лишь правоохранительные органы и спецслужбы, обязанные в самые кратчайшие сроки найти исполнителей этого политического террора. Личность преступников, как и их связи, контакты и показания об организаторах преступления могут пролить свет на мотив покушения.

В последние годы Фазиль Мустафа стал одним из оплотов антииранской борьбы

Стрелки поджидали Фазиля Мустафу перед забором его дома в поселке Забрат. И они, вооруженные автоматами Калашникова, были заданы миссией и целью убийства депутата. Не закошмарить или напугать. А убить! Депутат расстался со своим коллегой, другим депутатом Этибаром Алиевым, после разговения - ифтара за полтора часа до вооруженного нападения. Мустафа предложил Э.Алиеву подвезти его до дома. Но Э.Алиев вежливо отказался и уехал в другом направлении к себе домой. Ничего не подозревающий Мустафа по обыкновению подъехал к воротам своего дома, нажал на кнопку пульта, чтобы открыть ворота. И вдруг в автомобиль полетели пули. Ф.Мустафа принял одно из самых верных решений в своей жизни, тем самым спас свою жизнь. Раненный в плечо и бедро депутат выскочил из машины и бросился к воротам двора. Подоспела супруга. И через полчаса приехал племянник Тогрул Мустафаев, обнаружив во дворе полицейских и машину скорой помощи…

Что известно о киллерах? Пока всего лишь детали. Злоумышленники были в масках, вооружены автоматами. И, открыв стрельбу, мгновенно покинули место преступления. Волею роковой случайности азербайджанский депутат остался жив. Дура-пуля могла бы попасть не в плечо, а в голову, не в бедро, а в сердце… Но это всего лишь сослагательное наклонение. А как известно, история, как и юриспруденция, не терпят сослагательного наклонения.  

На сей раз Фазиль Мустафа выжил. Но спасся ли он? И не придут ли за ним во второй раз, как 12 лет назад пришли за журналистом Рафиком Таги, которого не смогли убить в первый раз, но завершили миссию уже в больничной палате. Чьи щупальца потянулись в Азербайджан за системной стабильностью? Кто заказчик? И не придут ли за другими символами антииранской борьбы? И кто придет? Иран или кто-то другой? На все эти вопросы нам еще предстоит ответить. К сожалению, сейчас все мы ищем черную кошку в темной комнате…