На проходившей на днях в Баку встрече министров иностранных дел стран «Восточного партнерства» в повестку дня переговоров был включен и вопрос об активизации деятельности ГУАМ. Главы МИД Азербайджана, Грузии Молдовы и Украины решили придать новый импульс этой организации, повысив ее роль на международной арене.
Вызвано это прежде всего напряженностью, которая все более нарастает в разных регионах планеты, в том числе на Южном Кавказе.

«В рамках ООН мы ежегодно проектируем и голосуем по вопросам, касающимся неразрешенных конфликтов на пространстве ОБСЕ. В этом году на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке состоится очередное заседание представителей ГУАМ. Мы скоординируем текст документа, отражающий интересы наших государств – то есть защиту территориальной целостности стран и суверенитета », - заявила журналистам глава МИД Молдовы Наталья Герман.
Более того, она практически прямым текстом предложила другим странам вступать в организацию, подчеркнув, что ГУАМ не только открыт для других стран, но и собирается в собственных рамках сотрудничать в области энергетики и транспорта. Не слабая, надо отметить, приманка. Ну, а чтоб знали – куда обращаться Н. Герман уточнила даты предстоящих заседаний ГУАМ в Нью-Йорке и Токио. «ГУАМ существует и остается активным образованием четырех стран, которые думают и действуют одинаково и к нашему голосу прислушиваются», - особо отметила глава МИД Молдовы.
Для справки.
Организация была создана в 1997 году в ходе саммита глав государств Евросоюза в Страсбурге как альтернатива Содружеству независимых государств. С самого начала деятельности члены ГУАМ взяли курс на тесное сотрудничество с Европейским союзом и США. В 1999 году в организацию вступил Узбекистан, но покинул ее в 2005 году на волне охлаждения отношений с США. Позже ГУАМ был переименован в «Организацию за демократию и экономическое развитие – ГУАМ». Блок должен был получить не только экономическую, но и военную составляющую, несмотря на географическую разбросанность стран-участниц и разнонаправленность их интересов. С уходом Виктора Ющенко с поста президента Украины, а затем Михаила Саакашвили с политической арены в деятельности организации наступил период стагнации.

Сегодня, видимо, вновь решено совместными усилиями активизировать, если не сказать, реанимировать работу ГУАМ. Однако увенчается ли эта попытка успехом? В экономическом плане организация не имеет значительного экономического потенциала. Члены ГУАМ взаимно дополняют друг друга крайне незначительно - у каждого из них более интенсивные экономические отношения с Россией, основным игроком СНГ, чем со своими партнерами из того же ГУАМ.
По сути ГУАМ – это, скорее, идеологический, нежели экономический центр противостояния на постсоветском пространстве. Правда, в отличие от СНГ, менее институциональный. Одно время считалось, что с укреплением программ по борьбе с терроризмом и развитием транспортных коридоров ГУАМ может стать дееспособной и плодотворной организацией или, проще говоря, может произойти усиление роли ГУАМ в Черноморско-Каспийском регионе. Однако, как показало время, значительного выдвижения на передний план и возрастания влияния этой организации на транспортные, энергетические, торгово-экономические пути даже в региональном измерении не состоялось.
При этом каждый из членов ГУАМ имел и имеет разные, условно говоря, "антироссийские проекты". Для Азербайджана, например, это вовсе не конфронтация. Азербайджано-российские отношения осложняются лишь одним - "армянским вопросом" и отношением к нему Кремля. В случае диверсифицированной политики Москвы позиция Азербайджана будет исключительно дружеской и партнерской. Иное дело Грузия и в меньшей степени Молдова. Они именно с Россией связывают потерю контроля над "мятежными территориями" (соответственно Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье). Их антироссийская внешнеполитическая концепция объясняется только одним - нежеланием РФ вернуть Грузии и Молдове то, что им принадлежит с формально юридической точки зрения. Для Украины же "антироссийский проект" - это показатель его близости с Западом.

Мнения экспертов также не радужны. Председатель Центра исследований политических ценностей Украины Олесь Доний считает, что «позитивных перспектив у ГУАМ не существует, то есть придать какое-то другое звучание этой организации, очевидно, нет объективных оснований. Каждая отдельно взятая страна - участница ГУАМ видит свое будущее не в этом образовании, а в перспективе присоединения к евроатлантическим структурам. Эта организация до сих пор не осуществила сколь-нибудь серьезных проектов. На данном этапе, кроме декларации, в ГУАМ ничего нет. Если не будет экономических проектов, инвестиций, о которых говорилось в начале создания ГУАМ, то, кроме пиара, эта организация ничем заниматься не будет. Фактически она останется на уровне политического проекта».
Поэтому ГУАМ до последнего времени являлся лишь одним из инструментов, причем заведомо, мягко говоря, не самым эффективным, потому что интересы его участников очень трудно было привести к общему знаменателю. Сегодня геополитический расклад несколько изменился – у стран-участниц появились общие не просто аспекты, а болевые точки. В то же время Россия вновь приобрела статус региональной державы, поэтому вряд ли в интересах стран ГУАМ плести геополитические интриги против Москвы, к тому же заведомо зная об их бесперспективности. Тем более удостоверившись после грузинских и украинских событий, что не стоит особо доверять и надеяться на Запад.
Как бы то ни было, «возрожденный» ГУАМ вряд ли имеет позитивные перспективы. Однако что это - успешная реанимация или краткосрочный рецидив - диагноз пока ставить рано.