Фильм ужасов: Сумасшедший президент с бензопилой
В этом сумасшедшем мире избрание такого персонажа президентом Аргентины было предопределено. Сошедший с постов в Тик Токе, он построил свой имидж сумасшедшего (в этой стране его так и называют – Loсo, безумный), который появлялся на предвыборных ралли с бензопилой в руках и там же заводил ее, грозя отрубить кому-либо из близстоящих руку или голову. Это было его посланием – он грозился таким образом уничтожить традиционную политическую касту Аргентины.
Знакомьтесь, новый лидер страны, имеющей третью (кто-то говорит — вторую) экономику в Латинской Америке, 53-летний ультраправый экономист Хавьер Милей, который называет себя либертарианцем и анархокапиталистом. На прошедшем в воскресенье втором туре выборов он, получив 56 процентов голосов, разгромил своего единственного конкурента, министра экономики страны Серхио Массу.
В течение всей кампании Милей эпатировал публику. Что только о нем ни писали: что спит одновременно с восемью своими собаками и собственной сестрой. Кандидат опровергал эти слухи — не с восемью, говорил он, а всего лишь с пятью (все они клоны его умершей собаки). В отношении сестры он просто отнекивался — «не лезьте ко мне в постель».
Кроме всего прочего, Милей говорил, что он поклонник тантрического секса, являющегося, если верить Википедии (автор этих строк не эксперт), современным вариантом воплощения индийских и буддистских секс учений.
Милей своим внешним обликом – с совсем немодными бакенбардами – пытается быть похожим на Элвиса Пресли. И лимузин у него был такой же — Линкольн Кадиллак. Но в отличие от прославленного певца с его лицом «последнего романтика на свете», аргентинский сумасшедший ужасен — с вечно раззявленным ртом, он на митингах орал, брызгая слюной, не стесняя себя в выражениях.
Что же предлагал нации новоявленный мессия? Самые радикальные рецепты. Полную долларизацию страны и замену песо зелеными купюрами — в Аргентине уже появились изображения такой купюры, на которой вместо Джорджа Вашингтона красуется президент с бензопилой. Милей хочет упразднить Центральный банк страны, который, по его словам, грабит население Аргентины, и сократить число министерств с 18 до 8. В сфере внешней политики он намерен свернуть связи с соседней страной и ее крупнейшим торговым партнером — Бразилией, а также с Китаем — важнейшим спонсором аргентинской экономики, зато будет развивать связи с США и Израилем.
Приход Хавьера Милея к власти в Аргентине знаменует собой крупнейший сдвиг страны вправо за 40 лет, когда закончилась эпоха бесконечных военных диктатур. Он решительно порывает с многолетним правлением перонистов с их популистской левой ориентацией. Эта власть персонифицирована Хуаном Домингом Пероном и его супругой Эвитой, второе рождение которой дала певица Мадонна с песней «Не плачь по мне, Аргентина», а позднее с менявшимися у власти Нестором и его супругой Кристиной Киршнер, любимицей Владимира Путина, который во время визита в Буэнос-Айрес играл ей на гармошке.
Будут ли аргентинцы плакать по тем временам? Образ нового президента у большого их числа вызывал страх. Однако в конечном итоге гнев победил страх. Конкурент Милея, Масса, ассоциировался прежде всего с чудовищной инфляцией в стране, которая в этом году составляет 142,7 процента, резким ростом всего и вся, погружением значительной части населения в беспросветную нищету.
Однако намерение Милея долларизировать экономику страны также успело спровоцировать сильные волны. Сейчас один доллар на черном рынке стоит 1 000 песо, до начала праймериз он стоил 600 песо, а до пандемии коронавируса — 80 песо.
Как пишет на страницах The Washington Post аргентинский журналист Габриэль Паскини, «многих жителей страны привлекла не столько программа Милея, сколько его взрывчатая личность, они и хотели видеть сумасшедшего на посту президента — в этом заключался их протест против политической системы, которая оказалась несостоятельной».
В многочисленных опросах большинство избирателей признавались, что им по хрену, будет ли в результате этих выборов подорвана демократия, их совершенно не волнует, что у Милея совершенно нет никакого политического опыта, им безразлично, убьет ли он Центробанк страны, они не реагируют на его намерение создать в Аргентине свободный рынок для человеческих органов и огнестрельного оружия. Им даже не важно, что той же самой бензопилой Хавьер Милей готов порубить в капусту все социальные льготы для малообеспеченных, которые раздавали один за другим правительства перонистов.
Собственно, эти индифферентность, тотальное безразличие населения и стали питательной средой для такого политического бастарда, как Хавьер Милей.
Но есть и еще нечто очень важное в этих выборах, чего не может обойти ни одно СМИ Латинской Америки, США и Европы. Это схожесть Милея с его кумиром Дональдом Трампом. Она проявляется во множестве деталей, например, в тех же повторяемых аргентинцем обещаниях «осушить болото» (имеется в виду болото политическое, то есть расправиться с традиционной элитой), в его борьбе против абортов, против ЛГБТ и многом другом.
Точно так же, как и Трамп, а также же другой «мини-Дональд» — прежний президент Бразилии Жаир Болсонару, Милей обвинил власти в подтасовке результатов первого тура, на котором он проиграл Серхио Массе. Похоже, что дениализм — отрицание итогов выборов, если они им не выгодны, стало фирменным знаком ультраправых авторитарных деятелей всех мастей в мире.
Трамп, кстати, был чрезвычайно рад победе Милея. «Я горд тобой, — написал он в своей соцсети Truth Social. — Ты перевернешь всю страну и сделаешь Аргентину вновь Великой!»
Думаю, скоро мы оценим последствия этого феномена. А пока без преувеличения можно сказать, что в поединке министра экономики Аргентины и анархокапиталиста победил Дональд Трамп.
Есть еще одно удивительное открытие на этих аргентинских выборах. Невероятно, но факт — Милея поддержали не только Трамп, его телеведущий-мракобес Такер Карлсон и потерпевший поражение в Бразилии Болсонару, но и весьма уважаемые в Латинской Америке люди. Среди них бывший президент Колумбии Иван Дуке, осудивший войну России против Украины, бывшие президенты Мексики Фелипе Кальдерон и Висенте Фокс, бывший президент Чили Себастьян Пиньера.
В этом ряду оказался также лауреат Нобелевской премии по литературе перуанский писатель Марио Варгас Льоса. Он, неутомимый борец против диктатуры на Кубе, в последние годы организовал несколько крупных форумов за демократию в России, на которые приглашались Гарри Каспаров и главред «Новой газеты», Нобелевский лауреат мира Дмитрий Муратов.
И вот такой необъяснимый поворот в сторону бесноватого ультраправого, который являет собой серьезную угрозу демократии в собственной стране.
По ходу подсчета голосов на аргентинских выборах автора этих строк привлекли и следующие цифры. Среди избирателей, проживающих в Италии, Милей также набрал большинство голосов, получив 58 процентов поддержки. В Австрии та же картина: у него 137 голосов против 94, в Испании — 232 голоса против 103. А ведь речь идет о людях, живущих в демократической Европе, а не о экзальтированной молодежи Аргентины, которую легко подкупить дешевыми радикальными лозунгами.
Мир катится к эпохе благоденствия, лишенной каких бы то ни было моральных и этических преград. Или к царству зомби-апокалипсиса. Это смотря с какой стороны посмотреть.