Убийство Хании. Поминутно. Извне или изнутри?
Детальной информации о том, как именно был ликвидирован глава политического бюро ХАМАС Исмаил Хания, который прибыл в Тегеран на инаугурацию президента Ирана Масуда Пезешкиана, пока нет. Однако начали появляться некоторые сценарии, которые делятся на две основные группы: нападение извне и нападение изнутри.
После церемонии инаугурации, состоявшейся днем 30 июля, Хания направился в Дом ветеранов КСИР, находящийся на севере Тегерана. Согласно заявлениям КСИР и некоторых официальных иранских учреждений, нападение произошло 31 июля около 02:00 утра.
Через некоторое время после церемонии инаугурации Масуда Пезешкиана в Тегеран поступили новости из Бейрута: израильские самолеты атаковали здание в ливанской столице, что привело к гибели помощника лидера «Хезболлы» Фуада Шукюра.
Хания, вероятно, получил эту новость до того, как добрался до места своего проживания. Обычно в подобных ситуациях предпринимаются меры по изменению местонахождения особо охраняемых лиц, но, судя по всему, после смерти Шукюра переселять Ханию никто не стал.
Как был убит Хания?
Рассмотрим возможные варианты нападения извне.
В иранских СМИ первые сообщения о покушении информировали о нападении на резиденцию Хании. Это выглядело как слабость системы безопасности Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и иранской разведки в такой важный день, как инаугурация Пезешкиана, на которую прибыли представители зарубежных стран. То есть первоначально в новостях не содержалось информации о том, что покушение оказалось успешным, а также об орудии этого покушения.
Однако через несколько часов иранские СМИ, ссылаясь на КСИР, сообщили, что Хания был убит в результате авиаудара. Если нападение действительно произошло извне, то это означает, что оказалась неэффективной не только служба безопасности, но и сама система противовоздушной обороны Ирана.
Если нападение было совершено с воздуха, как утверждают тегеранские СМИ, получается, что самолет, взлетевший из Израиля и пролетевший через воздушное пространство Ирака, ударил по цели в Тегеране, находящейся на расстоянии в 1500 километров. А это – прямое свидетельство неработоспособности иранских радаров противовоздушной обороны. В данном случае оправдания, связанные с кибератаками, попросту неуместны. Более того, если нападение было совершено с помощью дальнобойных ракет, запущенных из Израиля, то это указывает на неработоспособность российских систем противовоздушной обороны С-300, защищающих иранское воздушное пространство. Все это, безусловно, вызывает некоторые сомнения.
Главный момент, порождающий недоверие к версии об атаке извне, заключается в том, что здание, в котором находился Хания, не было повреждено. Если бы нападение было совершено самолетом или ракетой, вероятность повреждения всего здания или его части была бы чрезвычайно высокой, как это произошло в Бейруте. Однако лидер «Палестинского исламского джихада» Зияд Нахалла, который находился на другом этаже этого здания, не получил ни царапины. При этом, в отличие от Хании, который являлся ключевой фигурой в переговорах с Израилем, Нахалла объявлен Тель-Авивом в розыск. То есть нападение было направлено непосредственно на Ханию; других жертв, судя по всему, не предполагалось.
Если покушение было совершено не извне, а изнутри, то можно рассмотреть несколько сценариев:
1. Нападение на комнату, где находился Хания, было организовано с помощью дрона.
2. Ракетный удар с небольшой дистанции (например, из окрестностей Тегерана) был произведен по комнате, где находился Хания.
3. Заранее установленная бомба была взорвана дистанционно.
4. Некие личности, использовавшиеся Израилем в качестве посредников, вломились в комнату Хании и убили его.
Израильская служба разведки «Моссад» ранее уже проводила операции в Иране, и часто для достижения своих целей «Моссад» использовал местные посреднические группы. Например, курдские террористические объединения, которые в последнее время находятся под угрозой смертного приговора и с 1950-х годов тесно связаны с Израилем, вполне могли оказать помощь Тель-Авиву. Наконец, обыкновенные преступные организации, орудующие в Тегеране, также могли быть использованы наравне с политизированными группами.
В любом случае убийство Хании приводит к нескольким выводам.
Во-первых, переговоры о прекращении огня, инициированные Катаром и Египтом, были приостановлены.
Во-вторых, стало очевидно, что система безопасности Ирана, не допускающая свободы действий для своих граждан, бессильна перед внешними угрозами.
Более того, случившееся подтвердило наличие крупных военных планов на Ближнем Востоке с участием Ирана и поддерживаемых Тегераном группировок в регионе.