Политзеки в копилке Харрис
Команда Байдена празднует победу. Освобождение 16 человек, находившихся в российских тюрьмах, прежде всего для журналиста Эвана Гершковича и военнослужащего Пола Уилана, стало торжеством политики президента Джо Байдена по укреплению международных союзов в противовес изоляционистской политике его предшественника Дональда Трампа.

«Сделка стала возможной в результате победы дипломатии и дружбы, - сказал Байден, оповестивший нацию об освобождении американцев. – Всем тем, кто оспаривал значение союзов, следует сказать - эти союзы чрезвычайно важны. И сегодня мы получили убедительный важный пример того, как важно иметь друзей в мире, которым ты можешь доверять».
Однако в обстановке торжества, переживаемой Америкой, вновь возник голос Трампа. Он воспользовался своей социальной сетью Truth Social, чтобы объявить: переговоры США привели к ограниченному успеху, и при этом ни словом не обмолвился о своей радости, что пленники вернулись домой. «Сколько мы получили людей в результате обмена? – вопрошал он. - Мы заплатили за это наличными? Мы освободили у себя убийц, воров?»
Кто о чем, а вшивый о бане. Деньги, деньги, они для Трампа все. На пресс-конференции советник президента Байдена Джейк Салливан сообщил, что никакой платы за освобождение американцев не было и не предусматривалось. А вот сам Трамп использовал подкуп для освобождения американского студента колледжа Вирджии Отто Уорбира из северокорейской тюрьмы - за это, как сообщает The Washington Post, он заплатил два миллиона долларов. Переговоры об освобождении Уорбира тогда сильно затянулись, он вышел из тюрьмы в коматозном состоянии и скоро умер.
Об освобождении корреспондента The Wall Street Journal Эвана Гершковича Трамп также неоднократно говорил с характерным для него бахвальством. В течение первого года заключения журналиста он молчал, видимо, чтобы не злить Владимира Путина. Но потом, не выдержав многочисленных вопросов журналистов, начал давать комментарии. Он обещал, что освободит Гершковича сразу после своей победы на выборах и еще до инаугурации. «Владимир Путин, президент России, сделает это для меня, и я не думаю, что он сделает это для кого-то другого», - произнес он однажды с пафосом.
Америка прекрасно помнит, как тот же Трамп в свое время отказался бороться за освобождение Пола Уилана, арестованного в первый год его президентства. А год спустя, когда российский торговец оружием Владимир Бут был обменян на американскую звезду баскетбола Бриттни Грайнер, он назвал этот обмен «сумасшедшим и плохим».

Нынешнее освобождение американцев произошло не благодаря Трампу, оно совершилось при президенте Байдене, за 96 дней до выборов и за шесть месяцев до окончания его срока. И его заслуга в этом была чрезвычайно высока.
В воскресенье, 21 июля, Байден снял трубку в своем загородном доме Рехобот-бич, чтобы позвонить премьер-министру Словакии и обсудить с ним детали готовящейся несколько месяцев сделки. 97 минут спустя президент опубликовал письмо, вызвавшее шоковые волны в Америке и по всему миру. В нем он сообщил о своем выходе из предвыборной гонки.
Невероятно, лидер, которого все уже считали хромой на две ноги уткой, добился заключения сделки, в которой участвовали семь стран и которая стала крупнейшим в мире обменом заключенных после холодной войны. «Если бы Джо Байден не находился в Овальном кабинете, то я не думаю, чтобы все так произошло», - сказал Джейк Салливан.
Было совершенно очевидно, что эта немыслимо трудная миссия была личным делом Байдена. «Мой отец говорил мне: семья в начале жизни, посредине ее и в конце», - сказал он и обнял дочь одного из освобожденных, которая вместе с другими родственниками пришла в Белый дом. Наверное, так мог сказать только человек, переживший трагедии с потерями своих родных.
Операция по освобождению российских заключенных стала одним из важнейших вопросов избирательной кампании и, учитывая ее резонанс, он вряд ли испарится до выборов в ноябре. Историческая сделка принесла немало политических очков уже де-факто кандидату от демократов на выборах Камале Харрис. Байден высоко оценил ее участие в переговорах по обмену пленниками.

В феврале на Мюнхенской конференции по безопасности она обсуждала этот вопрос с канцлером Олафом Шольцем. И как свидетельствуют на условиях анонимности сотрудники администрации, Харрис говорила также об обмене на российских политзаключенных приговоренного к пожизненному сроку Вадима Красикова, обвиненного в убийстве бывшего чеченского полевого командира в Берлине в 2019 году. Освобождение Красикова, как можно было понять из интервью Путина Такеру Карлсону, было для президента РФ принципиальным условием для совершения всей сделки.
В четверг Харрис позвонила Юлии Навальной, которая очень высоко оценила освобождение заключенных, среди них - трое близких соратников ее погибшего мужа Алексея Навального.
И Байден, и Харрис неоднократно использовали резонансные выступления, чтобы заявить о необходимости освобождения американцев в России — Гершковича и Уилана. Байден говорил об этом в своем послании Конгрессу «О положении в стране» и позднее на традиционном обеде с журналистами при Белом доме.
Теперь после их освобождения Джо Байден может заявить о преодолении наибольшего кризиса в своей политической карьере и фактически о достойном окончании своего президентского срока и полувекового служения Америке.