Токаев вслух сказал то, о чем в Центральной Азии только шепчутся
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев считает, что у государств Центральной Азии возникла необходимость объединения в сфере оборонной политики.
«На фоне сохранения сложной военно-политической обстановки по периметру Центральной Азии возникает необходимость кооперации в сфере оборонной политики и безопасности. Особую актуальность приобретает создание региональной архитектуры безопасности, в том числе посредством разработки каталога рисков безопасности для Центральной Азии и мер их предупреждения», — говорится в статье Токаева, опубликованной на днях в газете «Казахстанская правда».
Касым-Жомарт Токаев – дипломат опытнейший, по классу значительно превосходящий его коллег из нынешнего российского МИДа. Поэтому он прекрасно умеет в сигналы, которые умным достаточны, а остальным и придраться не к чему. Не случайно его программная статья называется «Ренессанс Центральной Азии: На пути к устойчивому развитию и процветанию». То есть с одной стороны, регион стоит на пороге ренессанса, иными словами, возрождения его геополитического значения в условиях происходящих изменений мирового порядка.
А с другой – излагается видение правящих в Казахстане политических элит на то, какие меры необходимы для обеспечения того, чтобы этот процесс принял устойчивый характер и привел к процветанию не только Казахстана, но и всего региона. И в ней, этой статье, Касым-Жомарт Токаев говорит, что у государств Центральной Азии возникла необходимость объединения в сфере оборонной политики.
Причем президент Казахстана говорит о «периметре» Центральной Азии. То есть о северной ее стороне и каталоге исходящих с этого направления угроз, к которым нужно так же готовиться, как и к угрозам с остальных сторон.
Что вполне логично. Поскольку один из главных вопросов, которые почти шепотом «на политических кухнях» обсуждают сегодня элиты центральноазиатских государств, заключается в следующем: а что будет, условно говоря, «в шесть часов вечера после войны», когда российско-украинский конфликт тем или иным образом завершится? Что Кремль будет делать дальше, куда направит свой взор?
Вопрос далеко не праздный. Все развитие событий говорит о том, что для кремлевских элит мирное развитие России, восстановление ее экономики совершенно не интересно. Иными словами, на мирные рельсы при нынешнем режиме Кремль не встанет, машина государственной агрессии запущена, ВПК не захочет лишаться свалившихся на него сверхдоходов, а нынешние участники СВО и прочие мелкие бенефициары войны не захотят возвращаться к скудным зарплатам.
Отсюда следует простой вывод: чтобы все это сохранить, жизненно необходимо найти новых нацистов на постсоветском пространстве и освободить от них стенающий под их пятой какой-нибудь «братский народ» из числа тех, кто когда-то был в СССР.
И с учетом того, сколько за последнее время в российском эфире прозвучало угроз от «профессиональных патриотов» в адрес Астаны, учитывая, сколь пренебрежительно Москва относится к своим центральноазиатским партнерам, и те претензии, которые у нее скопились к ним за «непочтительное поведение», Казахстану и другим государствам региона есть о чем беспокоиться.
Конечно, статья Токаева не означает, что строительство новой архитектуры безопасности региона без участия России начнется прямо вот завтра. Но президент Казахстана взял на себя смелость озвучить то, о чем другие центральноазиатские элиты пока говорят шепотом, то есть дал старт широкой дискуссии на эту тему. А там уже как получится…