Министр Армен Ашотян: «Недавно нам удалось предотвратить полномасштабную войну» (эксклюзивное интервью)
Нашему собственному корреспонденту удалось задать несколько вопросов Армену Ашотяну - министру образования и науки Армении, зампредседателя правящей Республиканской партии Армении, члену Исполнительного совета РПА. Принимавший участие на Втором общественном форуме Евразийского союза, Армен Ашотян так и не ответил на главный поставленный вопрос – будут ли таможенные пункты на границе Армении и Карабаха? На вопросы haqqin.az отвечает А.Ашотян.
- Евразийский экономический союз (ЕЭС). Чем он привлекает Армению?
- Евразийский экономический союз – наднациональное объединение исключительно экономического характера. У Армении глубокие и стратегические отношения с Российской Федерацией. Особенно в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), который является военно-политическим союзом. В Евразийском экономическом союзе мы найдем свое место среди равных партнеров в сфере экономики.
У Армении есть свои конкурентные преимущества, несмотря на маленький рынок. Прежде всего, это большая армянская диаспора.
Второе преимущество - это регион, в котором мы находимся. Кроме Армении, в Евразийском экономическом союзе не участвует ни одна из стран Южного Кавказа. У Грузии другой экономический выбор, ну, а Азербайджан несколько раз выражал свою позицию – Баку не желает присоединяться к различным экономическим союзам. Так что Армения в ближайшей видимой перспективе останется единственной страной-участником Евразийского экономического союза на Южном Кавказе. Это дает заметные привилегии. Здесь можно говорить и о выходе на рынки Ближнего Востока, Средней Азии, арабских стран.
- На секундочку хочу вас перебить: а что Армения собирается экспортировать в эти страны? Может, Ереван рассчитывает на инвестиции, которые появятся после вступления Армении в ЕЭС?
- Согласно различным международным рейтингам, например, Doing Business, Heritage Foundation и другим авторитетным международным источникам, конкурентное преимущество у Армении есть, в том числе и в сфере либеральной экономики. По легкости ведения бизнеса, по либерально-экономической среде у Армении лучшие показатели не только в регионе, но и на всем постсоветском пространстве, не считая стран Балтии и по некоторым параметрам Грузии. Поэтому мы считаем, что являемся интересным и привлекательным местом для инвестиций, целью которых будет производство и продажа товаров или оказание услуг на территории Евразийского союза.
Но, конечно же, нельзя исключать и политический компонент этого Союза, особенно учитывая аспекты региональной безопасности. У Армении, как я уже сказал, глубокое военно-политическое и стратегическое партнерство, союзничество с Российской Федерацией. И мы накопили большой опыт реформирования государственных институтов во время наших отношений с Евросоюзом.
Повторюсь, мы накопили большой опыт реформирования, институционализации наших реформ благодаря мультивекторной политике, открытости наших контактов. Мы открыты для внешнего мира.
Надеемся, что Евразийский экономический союз станет дополнительным стимулом для развития армянской экономики. По экспертным оценкам, ожидается дополнительное увеличение ВВП на 4%.
- А как вы относитесь к протестам в Армении против вступления страны в Евразийский союз?
- Армения – демократическая страна, где уровень развития гражданских институтов очень высок. Речь идет, в том числе, и о свободе слова, манифестаций, выражения собственного мнения. Поэтому я нормально отношусь к тому, что в обществе есть определенные слои, которые не разделяют подобный выбор. Но таких людей на данный момент меньшинство.
- Значит, вы считаете, что большинство населения Армении «за» вступление в Евразийский союз?
- Мы считаем, что большинство населения Армении «за». И мы не просто считаем, об этом говорят и социологические опросы, в том числе проведенные независимыми западными институтами изучения общественного мнения. И митинги, акции против евразийской интеграции были малочисленными. Но мы уважаем волеизъявление наших граждан.
- Тогда почему бы не провести референдум по вопросу вступления Армении в Евразийский союз?
- Референдум не является юридически обязывающим инструментом для подобного выбора страны. Если была бы необходимость референдума, то Армения, которая строит конституционное государство, пошла бы по этому пути. Есть факт консолидации основных политических сил: в парламенте представлены, например, шесть фракций, пять из которых в той или иной степени относятся позитивно по отношению к евразийской интеграции Армении.
- И последний вопрос. Что вы думаете об обязательствах вступления Армении в ЕЭС в рамках общепризнанных границ и таможенной границе между Арменией и территорией Азербайджана?
- Вопрос очень ясный и ответ будет очень четкий. У 10-ти миллионов армян мира есть два армянских государства. Одно – признанная Республика Армения, второе – непризнанная «Нагорно-Карабахская Республика» (здесь и далее кавычки наши – Ред.).
Естественно, Республика Армения имеет право выражать лишь свою точку зрения и вступать куда-либо только от своего имени. Мы являемся членами международных организаций, ООН, Совета Европы, ОБСЕ. А «Нагорно-Карабахская Республика» на данном этапе строит свою «государственность», вне зависимости от того признали ее или не признали. Но факт существования двух армянских «государств» - исторически свершившийся факт. И для процветания мира в регионе просто нужно смириться с этим. И работать на долгосрочную перспективу, исходя из этих реалий.
- Но ведь Армения сама не признала «Нагорно-Карабахсую Республику»?
- Армения уважает посреднические усилия Минской группы ОБСЕ, направленные на урегулирование конфликта. И не нарушая обязательств, взятых перед МГ ОБСЕ и международным сообществом, на данном этапе воздерживается от признания «Нагорно-Карабахской Республики» де-юре, хотя де-факто это признание давно состоялось.
- Да, есть факт так называемых «межгосударственных соглашений», по которым из бюджета Армении ежегодно выделяются транши для «НКР».. .
- Есть разные моменты, которые подтверждают мои слова. Армения поддерживает отношения с «Нагорно-Карабахской Республикой» как с отдельным государством.
- А как вы отнесетесь к тому, что на границе между Арменией и оккупированными территориями Азербайджана появятся таможенные посты?..
- Как только мы перешли к теме Нагорного Карабаха, ваш последний вопрос стал не совсем последним…
- Но все-таки эти таможенные посты появятся?
- Если вам интересно мое мнение, мы можем потом посвятить этой теме отдельное интервью…
- Но они все-таки будут?
- …Кратко могу сказать, что нагорно-карабахская проблема не имеет военного решения. С этим пора смириться, это аксиома. И только после этого можно выходить из создавшейся ситуации с минимальными потерями для региона и для двух народов.
Все остальные попытки, которые были и возможно случатся, будут пресечены армиями Армении и «НКР».
- Так что же насчет таможенных постов?
- Урегулируем вместе нагорно-карабахский, карабахско-азербайджанский вопрос, приедете наконец-то в Армению и посмотрите как мы развиваемся: и Нагорный Карабах, и Армения. А на данном этапе нужно подчеркнуть, что мы глубоко осуждаем инцидент с вертолетом. Мир на Южном Кавказе буквально висел на волоске. Нам удалось предотвратить полномасштабную войну лишь благодаря мудрости армянского руководства и профессионализму солдат «армии Нагорного Карабаха».
- Еще один вопрос…
- До завтра…
- И все же, то, что вертолет был сбит российским оружием, как вы к этому относитесь?
- Вертолет был сбит азербайджанскими войсками в нарушение перемирия, о котором в 1994 году Азербайджан просил Армению и Нагорный Карабах.